— Чем вы занимаетесь?
— По специальности я юрист. Работаю партнером в международной юридической фирме Bryan Cave Leighton Paisner, специализируюсь на корпоративном праве и сделках M&A. Собственно, именно благодаря работе я впервые попал в Лондон: в 2009 году наша команда стала частью BCLP в России, и я первым из московского офиса поехал на длительную стажировку в штаб-квартиру. Это были незабываемые 3,5 месяца.
— Когда и почему вы начали увлекаться фотографией?
— Фотографировать в путешествиях я начал примерно лет с двадцати. Но это были обычные туристические кадры, без претензии на какую-то художественность. Я снимал пустые улицы, фонтаны, памятники, старательно избегая людей. Это сейчас я понимаю всю унылость таких снимков, а тогда очищенные от жизни мостовые казались мне чем-то ужасно красивым.
В то время я не задумывался о фотографии как о серьезном, системном увлечении. И, пожалуй, именно мое первое пребывание в Англии перевернуло что-то внутри меня, заставило увидеть более объемный и насыщенный мир вокруг — мир, полный движения. Мир, в котором обязательно должны быть люди. И мне захотелось им делиться.
— Как вы совмещаете хобби и основную работу?
— Юридическая практика и увлечение фотографией в моей жизни сосуществуют очень гармонично. Более того, иногда работа помогает увлечению, а иногда, наоборот, увлечение — работе. Любая поездка по бизнесу становится одновременно и фототуром, в котором я стараюсь максимально занять свободное время съемкой. А с помощью фотографии мне удавалось заводить очень интересные знакомства, перераставшие в деловые связи.
— В каких жанрах вы работаете?
— Больше других жанров я люблю стрит, трэвел и репортажное фото. В путешествиях часто естественным образом получается микс этих стилей. Сейчас еще достаточно активно осваиваю студийную съемку. Понравилось выстраивать тематические истории, когда не просто снимаешь портреты, а придумываешь заранее концепцию, подбираешь реквизит и формируешь тем самым оригинальные образы.
— Что вас связывает с британской столицей?
— Со времени первой командировки и до прошлогодних ковидных ограничений я бывал в Лондоне очень часто — и по работе, и как турист. Я искренний и преданный фанат этого города. Стал им с первого же дня. Вернее, со второго. Очень хорошо помню, как мы прилетели поздним февральским вечером 2010 года, и все, что я успел увидеть перед сном, — это огни и контуры зданий по дороге из аэропорта. А вот утром следующего дня у нас было запланировано мероприятие в офисе фирмы, который находился тогда в Аделаида-хаус на Лондонском мосту. Пересекая мост в толпе работников, я посмотрел через перила и вдруг остановился в натуральном оцепенении. Передо мной расположились переливающаяся зелено-желтой бурлящей водой Темза и великолепный Тауэрский мост в утренней дымке. Это было сродни сцене из хорошего драматического кино: толпа обходит меня, а я стою, открыв рот, и просто созерцаю, не в силах сойти с места. Мощнейшее визуальное впечатление. Будто бы декорации из романов Диккенса, Конан Дойля и Агаты Кристи ожили прямо передо мной. Я в итоге опоздал на встречу в тот день минут на двадцать — настолько эта картинка выключила меня из рабочего ритма.
Лондон — это место удивительной энергетики. У англичан есть для такого случая отличное слово vibe, которое служит лингвистической характеристикой не просто атмосферы, а неких вибраций, излучаемых объектом. В Лондоне я их чувствую почти всегда и во всем: в архитектуре, настроении прохожих, дикой смеси акцентов и диалектов, энергии пабов вечером, шуме футбольных стадионов и даже в метро. Этот город никогда не обманывал моих ожиданий, у меня не было ни одной неинтересной поездки сюда. Знаете, в очень многих европейских странах нужно куда-то ехать или идти, чтобы найти крутую локацию для съемки, а в Лондоне же ты почти в любом районе выходишь и сразу начинаешь снимать. Нужно просто чуть пристальнее приглядеться.
Каждый раз здесь я выполняю и перевыполняю свой «план по хорошим кадрам», поэтому лондонские серии у меня на сайте и в инстаграме самые объемные. И даже в пандемию фотоархивы позволили мне не только не терять связь с любимым городом, но и создать пару тематических серий, одну из которых я, например, посвятил английским пабам. В прошлом году они впервые за почти семь столетий подверглись массовому административному закрытию из-за вируса. Даже во времена мировых войн такого не было.
— Кто или что вас вдохновляет?
— Помимо путешествий, меня вдохновляют люди. Мне интересно видеть, как они ведут себя в кадре, предугадывать их движения и эмоции, понимая, что через пару мгновений произойдет что-то яркое и необычное. Я периодически пытаюсь ставить себе цель снимать тематически, для определенной серии — эдакое внутреннее редакционное задание. Но зачастую, и это тоже безумно интересно, хорошие кадры возникают спонтанно, из ниоткуда. Например, серию Age of Dance, за которую я получил первое место в топ-конкурсе International Photography Awards, я снял абсолютно случайно. Проводив жену в центр Москвы, пошел побродить с камерой и обнаружил, что рядом с Большим театром проходит фестиваль исторического танца. Это было потрясающе —десятки дам и кавалеров при полном параде очень профессионально исполняли классику: мазурку, чардаш, танго. Среди них находились люди в достаточно преклонном возрасте, и я был совершенно очарован не только их отточенной техникой, но и энтузиазмом, чувственностью и глубоким достоинством, которые они вкладывали в каждый танец. Это придало особую энергетику фотографиям, которую оценили и эксперты фотоконкурсов, и зрители.
— Расскажите о Королевском фотографическом обществе.
После того как серия Age of Dance выиграла IPA Russian Awards в своей категории, я убедился, что снимаю неплохо. Этот приз стал новым толчком для саморазвития. Постоянная работа над собой, освоение теории и грамотные советы мастеров помогли мне сильно вырасти за непродолжительный период времени — буквально два-три года. К чувству кадра прибавились техническая оснащенность и понимание, как этот кадр сделать максимально качественным. Работы получили одобрение в виде еще нескольких наград за победы в конкурсах IPA, российского издания National Geographic, а также участия в Фотобиеннале современной фотографии Русского государственного музея в Санкт-Петербурге, ставшим эдаким боевым выставочным крещением.
В 2018 году я вступил в британское Королевское фотографическое общество, стал активно участвовать в его программах и конкурсах, и поразился тому, насколько британцы готовы помогать в саморазвитии, когда сами чем-то увлечены. В качестве примера приведу историю с организацией фотовыставки, которая, к сожалению, пока что отложилась из-за очередной волны коронавируса. Мы планировали провести ее в моем родном городе Саратове под эгидой Британского совета по культуре и пригласить для участия гуру современной фотографии — англичанина Мартина Парра. Это не просто крутейший фотограф, но и настоящий символ британского стиля, автор колоритных кадров, отражающих дух острова и его жителей. Для меня стало невероятным сюрпризом, что Мартин лично откликнулся, с энтузиазмом принял мое приглашение и абсолютно открыто обсуждал детали проекта. Одно такое знакомство оправдало все усилия, которые я затратил на организацию выставки. Это сродни тому, как, например, футбольный болельщик получает шанс сыграть в одной команде с кумирами.
— Какие у вас творческие планы на будущее?
— Очень надеюсь, что пандемия отступит как можно скорее, потому что год с лишним без Лондона — это больно. Да, город изменился и не станет прежним сразу, но я уверен, что он меня не разочарует. Я очень хочу сделать коллаборацию с Мартином Парром и, возможно, еще с каким-нибудь британским фотографом и провести совместную выставку в России. Буду стараться выиграть в конкурсах Королевского общества и The British Journal of Photography, чтобы работа попала на выставку в Англию. Это стало бы огромной честью для меня — приехать с семьей и разделить с близкими радостную возможность оказаться рядом со своим снимком, экспонируемым на британской земле. Вы спрашивали о вдохновении — вот семья совершенно точно является моим главным вдохновителем во всем.
Фото: личный архив Антона Панченкова
Сайт www.antpunchphoto.com
Инстаграм instagram.com/antpunchphoto
Узнать больше про конкурс ZIMA Photo 2021 можно вот тут.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…