Что: виза Global Talent (виза глобального таланта).
Для кого: для талантливых и многообещающих профессионалов, желающих работать в Великобритании по найму или в качестве частного предпринимателя.
В каких областях: наука, технологии, искусство, танцы, литература, музыка, театр или изобразительное искусство, архитектура, fashion-дизайн, кино и телевидение, включая анимацию, постпродакшн и визуальные эффекты.
«Довольно сложно найти способ переезда за границу, когда у тебя нет постоянного рабочего контракта, а профессия не входит в иммиграционный список, — рассказывает Иван Беликов, иллюстратор из Челябинска. — Нам всегда нравился Амстердам, и мы безуспешно искали способы перебраться туда, но в какой-то момент совершенно случайно узнали об иммиграционной визе в Великобританию Tier 1 Exceptional Talent (Global Talent) для творческих специальностей, при этом в Лондоне мы никогда прежде не были». В британскую столицу Иван переехал чуть больше года назад вместе с женой. Она — фуд-фотограф, он — иллюстратор, интерпретирует животные образы с фольклорными элементами, работает как с крупными компаниями и брендами по всему миру, так и над персональными проектами.
«Читая руководство, я с удивлением понял, что подхожу по основным критериям. Условия были какие-то невероятные: не требовалось никаких доказательств о доходах или даже сертификата о знании английского языка, не нужен был рабочий контракт, а партнер мог работать без ограничений, — продолжает Иван. — На момент оформления визы требовалось собрать рекомендательные письма от трех старших сотрудников компаний, как минимум одна из которых должна была базироваться в Великобритании, и десять публикаций о проектах с упоминанием имени в медиа».
Глобальная виза талантов позволяет:
Художница Катя Гранова приехала в Англию учиться и была одной из тех, кто не стремился попасть в страну ради эмиграции и попыток зацепиться: «Я просто хотела стать более качественным, осознанным, цельным художником, найти свое место в поле разнообразных практик, а Королевский колледж искусств, таки да, — первый художественный вуз в мировом рейтинге (кстати, никому не советую ориентироваться на эти рейтинги). На визу таланта я подалась потому, что больше вариантов для плана «пожить немного, поработать и разобраться на месте» не было. Если ты художник, то рассчитывать можно на партнерскую визу (визу жены) или визу таланта. Я все-таки больше вижу себя как талант, чем как жену, да и партнерская виза ставит твою жизнь в зависимость от отношений, а отношения и без того дело непростое. Ну а рабочих виз для художников не бывает. К тому же виза таланта — это самая классная виза из возможных, ты можешь делать все что угодно: хоть бизнес открывай, хоть на пятидневку в офис устраивайся (надеюсь, до этого не дойдет), хоть учись, хоть женись, хоть дома покупай».
«Единственное, что не разрешает виза таланта, — работать дантистом или профессиональным спортсменом (но я, впрочем, и не собирался), — добавляет Тимофей Максименко, саунд-арт художник из Киева, который переехал в Лондон во время первого локдауна. — Виза выдается на период до 5 лет, после чего можно получить ILR и паспорт через 12 месяцев». Кстати, до визы таланта у Тимофея уже были британские визы: туристическая — для участия в фестивале искусств Art Night, студенческая — для учебы в рамках международной программы Erasmus в Вулверхэмптонском университете и бизнес-виза, которую он оформлял для стажировки после учебы в галерее GRAD. На сам процесс подачи это по факту никак не повлияло. Зато в вопросе подготовки и сбора документов он уже был хорошо подкован.
«На данный момент есть две визы: Global Talent Promise (как у меня, 5 лет, и возможный запрос на pre-settled статус) и Global Talent Talent (3 года), — объясняет Катя. — Разница между ними в том, что для второй надо быть круче. Например, если вы художник, — это персональные выставки в хороших музеях».
Подача заявления происходит в несколько этапов. Сначала заявление рассматривает не визовый центр, а Arts Council (своего рода «минкультуры») или ваш endorsing body. Именно на этом этапе нужно доказать, что вы действительно занимаетесь искусством, про вас пишут и приглашают в проекты, особенно в международные.
Для этого необходимо собрать три рекомендательных письма (Letters of Support), одно из которых должно быть от культурной организации/институции в UK, второе — от международной организации, а третье — от организации или частного лица, признанного в вашей сфере. «В моем случае это были Art Night, Музей современного искусства в Кракове (MOCAK) и Пол Харрисон, художник», — рассказывает Тимофей. Кроме того, нужно предоставить supporting evidence, состоящее из десяти документов: публикации (обзоры критиков, статьи), международные номинации и проекты за последние пять лет по мере их важности (галереи, институции, фестивали). Одним из этих документов может быть CV. Важно, что все документы должны быть переведены на английский и подписаны (как минимум переводчиком).
«Все это звучит так (и в описании на gov.uk тоже), как будто надо быть Дэмьеном Херстом, чтобы получить визу, — шутит Катя Гранова. — Но вполне реально любую выставку в соседнем баре представить красиво. Самое сложное, если вы в Британии толком не были, — найти рекомендателя. Тут на помощь приходит инстаграм: показывайте работы людям, пишите им, просите вас рекомендовать. Кто-то откажется, но кто-то согласится. Все остальное, скорее всего, найдется у большинства практикующих художников. Все, кого я консультировала позже, и все, кто вместе со мной подавал, — получили визу. Не получили те, кто не разобрался в требованиях».
После отправки первой партии документов официально начинается отсчет времени до получения endorsement letter. Ответ, как правило, приходит в течение шести недель по электронной почте — в нем указывается уникальный номер endorsement letter.
В течение трех месяцев с этого момента заявитель должен зарегистрироваться на подачу визы, для которой понадобится заграничный паспорт, тест на туберкулез и непосредственно endorsement letter. Кстати, из-за того, что виза является миграционной, доказывать свое финансовое состояние и привязку к родине не требуется. Рассмотрение заявления на получение визы после второго этапа занимает порядка месяца. Важно, что обычно на вторую часть надо было подавать из страны гражданства, но сейчас из-за пандемии это можно сделать прямо в UK.
«На втором этапе у меня возникла большая сложность: сначала я подала заявление в Англии в мае и ждала месяца два (в это время нельзя было уезжать из страны). Потом плюнула, отозвала, уехала по своим делам и проектам в резиденцию в Черногории и заново подала документы в сентябре из России. В итоге все было готово за 5 дней, — делится Катя Гранова. — Мои соратницы из RCA, кто ждал вторую часть визы в Англии, провели там по 5–6 месяцев. Так что я рекомендую подаваться на визу из России. А если вы находитесь в России, то приезжать для подачи на первую часть нет необходимости — все делается онлайн, и даже если вам откажут, об этом никто никогда не узнает».
На деле все происходит совершенно по-разному. Например, Иван рассказывает, что пока они готовились и собирали документы, прошел почти год, а Катя на это потратила полтора месяца.
Иван отмечает, что самым сложным в процессе подачи на визу оказалась финансовая сторона: «Помимо визовых сборов необходимо было оплатить IHS (Immigration Health Surcharge) — иммиграционный медицинский взнос на время действия визы. Изначально мы думали податься на пару лет, а потом продлить. Но за время нашей подготовки взнос успел вырасти с 200 до 400 фунтов в год на человека. Мы решили не рисковать и оплатить все пять лет и не зря: сейчас взнос увеличился до 600 фунтов в год».
На данный момент подача заявки на визу стоит £608: первый этап — £456 за подачу документов плюс £152 за саму визу. Партнерская и детская визы так же стоят £608. Самое дорогостоящее — оплата медицинского взноса. На пять лет он обойдется более чем в £2000. Рассчитать сбор детально можно здесь.
Через пять лет обладатели визы Global Talent могут подать заявление на получение ILR, а еще через год — на британский паспорт. «Я бы очень хотела получить гражданство, чтобы стать свободным человеком, который может перемещаться без виз и жить где угодно. Но какого-то бешеного энтузиазма конкретно к Англии я не испытываю. Есть вещи, которые мне действительно нравятся: природа, разнообразие людей, великолепные музеи, театры, галереи, современное искусство и особенно современный танец, — делится Катя. — Однако тип моей художественной практики здесь принимается значительно лучше, чем в России, и есть довольно осязаемый шанс заниматься только искусством, не подрабатывая переводами и преподаванием английского. В Англии денег в искусстве несравненно больше, а среда — профессиональнее. Я работаю с галереями и продаю свое искусство, участвую в проектах — не только английских, но также международных и российских».
Тимофей сейчас занимается современным искусством — саунд-артом и перформансом, изучает город как живой организм, собирает звуки электричества, вентиляций, канализаций и гудения электрических щитков. «Звуки для меня являются своеобразным плачем города, его посланием, а мои перформансы — это способы декодирования этого языка. Хотя, как только я переехал, то устроился поначалу в паб, но буквально через месяц ввели первый локдаун. Сейчас все постепенно открывается, и я работаю над новыми перформансами, один из которых пройдет 1 мая в рамках Soundcamp. А еще на локдауне я занялся электронной музыкой и планирую скоро начать играть».
«На самом деле мы даже не надеялись осилить Лондон, но в процессе подготовки все больше склонялись к мысли, что если из нашей затеи ничего не выйдет, то лучше все же провести время в Лондоне, с его архитектурными слоями, культурной жизнью и транспортной доступностью, — делится Иван. — По иронии наш переезд совпал с началом пандемии, и даже основные музеи толком не удалось посмотреть, не говоря уже о путешествиях внутри страны. Тем не менее Лондон оказался потрясающим городом, и мы ни разу не пожалели о нашем выборе».
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…