Однако многие из примерно 200 экспонатов из коллекции музея, а также прибывших из Рима, Помпей и Лувра, говорят о том, что Нерон был популярен у простого народа, и его почитали не одно десятилетие после того, как Сенат объявил его «врагом народа» и он с помощью секретаря, бывшего раба (ему нужен был кто-то, чтобы твердо держать его руку, когда он перерезал себе горло), совершил самоубийство в возрасте 30 лет.
По мнению кураторов выставки, Нерон был не жестоким деспотом, а, скорее, величайшим драматическим актером, каких когда-либо видел свет. Он, как сказал бы бывший американский президент, стал жертвой фейковых новостей. Имидж Нерона-злодея был создан в конце его правления Сенатом и римскими летописцами той поры: Тацитом, Плинием Старшим и Светонием. Ранние христиане из-за того, что он их преследовал, объявили его исчадием ада, хотя остается сомнительным, что он бросал их в клетки со львами и сжигал живьем распятыми на кресте для освещения своего дворца (так называемые «факелы Нерона»). Той же тропой последовали в XV веке политик и философ Никколо Макиавелли, а позднее, в XVIII веке, английский историк Эдвард Гиббон.
На самом же деле в начале своего правления Нерон понизил налоги и штрафы, боролся с коррупцией, устраивал массовые зрелищные мероприятия. Он никак не мог быть замешан в поджоге Вечного города, потому что находился в момент пожара далеко от Рима, и то, что он, стоя на крыше своего дворца, наблюдал за пожаром, играя на лире, придумали его злопыхатели. Однако пожар дал Нерону возможность полностью реконструировать город, расширить улицы, построить достойное жилье для бедняков. Ну и, добавим, возвести в самом центре нового города свой гигантский дворец Domus Aurea — Золотой дом.
Нерон, получивший при рождении имя Луций Домиций Агенобарб, появился на свет в 37 году нашей эры. Он был пятым и последним в короткой цепочке рода Юлиев-Клавдиев, первых императоров Рима, ведущей свое начало с его прапрапрадеда Августа. Когда Нерону было три года, умер его отец. Девять лет спустя император Клавдий женился на своей племяннице — овдовевшей матери Нерона Агриппине, а через год официально усыновил ее сына. Нерон стал императором не без активного участия своей властолюбивой матушки за два месяца до того, как ему исполнилось 17 лет, после смерти Клавдия в 54 году нашей эры. Есть свидетельства, что Агриппина отравила мужа (якобы грибами), чтобы посадить сына на престол.
Выставка наглядно демонстрирует с помощью серии древнеримских монет, как менялись отношения между сыном и матерью. На первой из монет, отчеканенной еще при жизни Клавдия, Агриппина помещена на главной стороне, аверсе, а Нерон — на реверсе. На монете, отчеканенной, когда Нерон стал императором, он и Агриппина смотрят друг на друга. Через год Нерон уже на переднем плане, а мать чуть позади. Позднее же Агриппина исчезает с монет полностью.
Так же как и его приемный отец император Клавдий, Нерон смог установить близкие отношения с элитной преторианской гвардией, расквартированной в Риме, от которой часто зависело, кто сидит на имперском троне, а кого надо оттуда убрать. Это было важным гарантом стабильности власти.
Правление Нерона пришлось на период больших перемен и нестабильности перехода Рима от республики к империи. На востоке средиземноморскому гиганту грозил мощный враг — Парфянское царство. В незадолго до того завоеванной провинции Британия пришлось подавлять крупномасштабное восстание кельтов под предводительством королевы Боудикки, а в Иудее — восстание евреев. И сегодня историки сходятся на том, что Нерон в урегулировании имперских кризисов проявлял себя как неплохой военачальник и дипломат, направляя на решение проблем правильные ресурсы и людей. После смерти Нерона наступил еще более турбулентный период гражданских войн, чехарды властителей, так называемый «год четырех императоров».
Ни один лидер Рима ни до Нерона, ни, за редким исключением, после не участвовал на равных со своими подданными в самом престижном виде спорта — гонках на колесницах. Нерон же не просто участвовал, но и непрестанно побеждал. Он мучил своих подданных многочасовыми песнопениями с игрой на лютне, во время которых никто не имел права покинуть театр. До нас дошли свидетельства, что женщины рожали детей между рядами, и те, кому было совсем невмоготу, прикидывались мертвыми, чтобы их уносили из зала на носилках.
Согласно биографу Светонию, последние слова Нерона были: Qualis artifex pereo! («Какой великий актер погибает!»).
Как всегда — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, пусть даже из уст профессионального лондонского гида. На выставку надо идти. Подробности здесь.
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365
Джерри Миллер проводит виртуальные прогулки:
«Все об Уимблдонском теннисном турнире»: 15 июня и 22 июня.
«Все о лондонских мемориальных досках: кто, где, когда»: 6 июля и 13 июля.
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…