Одно из этого немногого: мне надолго врезалось в память, что в Лондоне беда с пчелами. Жестокий углекислый город уничтожает этих полезных насекомых. Их нужно спасать. Пчелы — это не только ценный мех, но и опылители цветков растений. Не будет в Лондоне пчел — не будет в Лондоне растений. Не будет растений — не будет кислорода и так далее.
Лет десять назад об этом много писали в прессе. За пчел устраивали демонстрации. За пчел разве только не перекрывали аэропорты и железные дороги.
Собирали деньги пчелам на домики.
Один отель поставил у себя на крыше ульи для пчел. Газеты всей страны мироточили от того, какой это хороший и сознательный отель.
Газеты другой страны переписали эти новости у себя, добавив, что вот какой же хороший город Лондон и какие там все сознательные, ухаживают за пчелами. Не то что у нас — нет велодорожек и в президентах разгуливает Путин.
По всему городу распространилась мода — ставить ульи. Предприимчивые предприниматели сразу же стали их производить и продавать. London never sleeps, и эту возможность заработать на очередном поветрии он тоже не проспал.
—
Ну и вот.
Недавно я делаю какие-то свои дела в саду. Вдруг гляжу — пчела. Летает вокруг одуванчика. Ну, думаю, хорошо, раз пчела. Значит, жизнь возвращается в каменные джунгли. Значит, усилия борцов не прошли даром, значит, есть надежда, что мы не останемся без кислорода.
Потом вспоминаю: в выходные мы ходили в парк, и там тоже летали пчелы. Вроде даже больше, чем одна. А на следующий день еду я на поезде. И поезд останавливается на станции Кенсингтон-Олимпия. И я из окна вижу, как прямо на платформе — опять она (ну не та, а другая). Летает вокруг клумбы с цветами как у себя дома.
Я был взволнован.
Что ж такое, думаю. Почему они кругом летают, а в интернете пишут, что их нет.
Пошел гуглить. Оказалось, что мои представления о проблеме сильно устарели. Сейчас пишут, что из-за модного тренда повсюду ставить ульи в Лондоне пчел развелось как собак нерезаных. И что у них теперь другая проблема — им стало нечего есть.
Пчеловоды-эксперты в прогрессивных изданиях бранят лондонцев за то, что те по невежеству расплодили несчастных насекомых и у них наступила нелегкая жизнь.
Лондон — самый пчелогустонаселенный город Европы, пишут теперь они. Население пчел в Лондоне утроилось за последние десять лет, и рост не замедляется. Париж и Берлин, где много таких же радетелей за развитие пчел, тоже на пороге этой проблемы. Теперь, они говорят, надо ставить не ульи, а сажать больше растений, чтобы пчелам было что жрать.
Передовые продавцы разного барахла быстро сориентировались и теперь продают людям не ульи, а семена пчелиной еды.
Я, честно признаюсь, в руках не держал. Но сильно подозреваю, что там, в этих пакетиках, вряд ли что-то более восхитительное, чем обыкновенный клевер. Но описание продукта на сайте, бьюсь об заклад, будет в сладостном зумерском стиле: «Правильные семена экологически рукопожатного клевера с самых приятных склонов валлийских гор, которые сделают шерсть ваших пчел мягкой и шелковистой. Посейте на балконе своей перенаселенной квартиры с убитой сантехникой — и оно вырастет. Рекомендовано башкирскими пасечниками».
Не ровен час, думаю я, призыв на «Кикстартере» вывесят — собирать голодающим пчелкам на корм.
Ну а хотя чего же это я торможу, когда легкий гуглинг сразу выдает, что и это в нашем чудесном городе уже есть. Вот, например, люди уже собирают деньги и высылают жертвователям Bee Saver Kit, в который, кроме пакетика семян дикорастущих (!) растений, входит гид по пчелам (на случай, если вы не отличаете пчелу от воробья), календарь огородника (чтобы радовать утроившееся за десять лет пчелонаселение города не сезонно, а круглый год) и открыточка. Our bees need you.
На что они будут собирать еще через десять лет? На мед, который пчелы к тому времени разучатся собирать самостоятельно? На пчелиное ЭКО, когда им станет лень самостоятельно размножаться?
И еще, вдруг забеспокоился я. А что, если с остальными проблемами первого мира все тоже так?
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…
Когда: 28 ноября, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…