Бизнес

Процентные ставки, сырье и туристы: экономический взгляд Павла Теплухина

Последний квартал первого постпандемийного года экономики Великобритании и России — двух прежде всего интересующих нас стран — начинают неплохо: рубль укрепляется, фунт тоже (можно сказать, Россия — Британия 1:1). Что будет дальше? ZIMA попросила поделиться прогнозом генерального партнера Matrix Capital Павла Теплухина.

04.10.2021
Павел Теплухин
Павел Теплухин

Из России со сдержанным оптимизмом

В российской экономике продолжается восстановительный постпандемийный рост. Промышленность на доковидные уровни вышла еще летом. В частном потреблении также заметно оживление. Да и с государственным потреблением и госфинансами все неплохо: план по доходам, которые правительство закладывало на 2021 год, по факту существенно превышается, российский бюджет сводится с профицитом.

В целом динамику российской экономики можно охарактеризовать как сдержанно положительную, с некоторыми тревожными моментами, главный из которых — инфляция. Рост цен пока не удается остановить инструментами, имеющимися в распоряжении Банка России, который в текущем году уже несколько раз повышал процентную ставку. Хуже того, не получается снизить инфляционные ожидания в отношении потребительских цен, и это, пожалуй, является главным фактором разгона инфляции. Все говорит о том, что ЦБ до конца года еще как минимум раз повысит ставку — на 0,25 процентных пункта.

Что касается курса рубля, то на него влияют два разнонаправленных фактора. С одной стороны, высокие цены на экспортное сырье, нефть, газ, уголь и металлы, положительно сказываются на притоке иностранной валюты и способствуют укреплению рубля. Его также поддерживают и сохраняющиеся ограничения международного туризма, значительно снижающие спрос на валюту. С другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов геополитические риски и потенциальные новые санкции. В какой-то момент ограничения могут пойти на новый виток. Если, в частности, будет реализована угроза ограничений на покупку иностранцами рублевых инструментов госдолга на вторичном рынке, спрос на такие инструменты снизится и рубль ослабнет.

Однако в целом паззл сегодня складывается все-таки в пользу сильного рубля, и при сохранении этих тенденций он до конца года может еще и дополнительно укрепиться.

Китай и другие

Среди развивающихся экономик нужно прежде всего обратить внимание на Китай, где тоже наблюдается значительный восстановительный рост после полутора пандемийных лет. Практически во всех отраслях быстро наращиваются объемы производства, и страна укрепляет свои позиции и усиливает свое глобальное доминирование.

Очень интересные события происходят в Турции. Местный центробанк, несмотря на высокую инфляцию, решился начать снижение процентной ставки, которая в течение нескольких месяцев была очень высокой. Балансируя между необходимостью сдерживания инфляции и задачей стимулирования роста экономики, турецкий регулятор все-таки склонился в пользу роста, испугавшись, что высокая ставка тормозит экономическую активность. Так или иначе, ставка снижена. Посмотрим, как отреагирует экономика на этот эксперимент.

Перспективы фунта

Впрочем, читателей ZIMA прежде всего волнует, что будет с фунтом стерлингов, с его курсом к евро и доллару. Здесь есть как «долгоиграющие», фоновые, факторы, так и текущие.

Первый важный фактор — долгосрочные события в экономике, связанные с Брекзитом. Пятилетний период неопределенности сейчас завершен: Брекзит состоялся, и хотя торговые связи с Европой еще нуждаются в отладке, в целом уже ясно, что никакой катастрофы не произошло. Экономика Великобритании чувствует себя неплохо, страшилки, которыми пугали сторонников выхода из ЕС, не материализовались. Спокойное течение пост-Брекзита провело к тому, что фунт начал возвращаться на свои исторические уровни, укрепившись на 5% к евро и на 10% к доллару.

Второй фактор — поведение регуляторов Великобритании, ЕС и США. Ведут они себя по-разному. 

ФРС США ни на кого не обращает внимания и действует так, как считает нужным для американской экономики, которая в силу своего размера меньше зависит от внешней торговли. В случае евро и фунта зависимость более деликатная — действия их регуляторов взаимозависимы, поскольку Европа и Британия являются крупнейшими торговыми партнерами. Сейчас процентные ставки по обе стороны Ла-Манша находятся на низких уровнях. Повышать их никто не хочет, чтобы не укреплять национальную валюту и не терять конкурентоспособность. Каждая из сторон замерла и ждет, кто первым решится сделать шаг. Однако инфляция разгоняется, и процентные ставки необходимо будет повысить.

Ну а пока получается, что обменный курс фунта к евро определяется потоком туристов. В этом году британцы не поехали в свои традиционные отпуска в Европу, спрос на евро был ограничен, и это помогло фунту укрепиться. До конца года фунт с большой вероятностью продолжит укрепляться и к евро, и к доллару.

Таков среднесрочный тренд, на который могут наложиться некоторые краткосрочные факторы. В течение года, по мере снятия ограничений на туризм, ввода ковидных паспортов и открытия границ, фунт может немного ослабнуть по отношению к евро. А в долгосрочной перспективе, на горизонте трех лет, все будет зависеть от развития постпандемийной ситуации, и главную роль снова будет играть разница процентных ставок. Тот ЦБ, который первым начнет повышать ставку, первым и укрепит свою валюту.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: