Если обратиться к традиционным викторианским правилам учтивости и этикета, то это и в самом деле было очень странное чаепитие. Но было ли частью всех происходивших странностей то, что накрытый скатертью и полностью сервированный стол находился под деревом, снаружи дома?
И если да, то это ли не еще один пример различий между русской и английской культурой чаепития?
У меня сохранилось несколько фотографий моих дедушки и бабушки времен их эмиграции в Англию в 1920-х годах. В английской деревне они сидят на лужайке за полностью сервированным столом и пьют чай. И вообще, в русском искусстве есть много иллюстраций, картин и фотографий, на которых запечатлены полностью накрытые столы, которые выносились из дома для того, чтобы устроить чаепитие в саду. Возможно, такой была русская традиция, и моя семья ее соблюдала, чтобы в большей степени чувствовать себя как дома, уже живя в Англии? Что касается Англии, то, если не брать в расчет «безумное чаепитие» Льюиса Кэрролла, большинство английских чаепитий всегда устраивалось внутри дома. Именно поэтому фраза «Время пить чай!» обычно означала, что детям пора отрываться от игр на улице, возвращаться в свои комнаты, готовиться ко сну или проводить время с мамой в уютной гостиной.
Кристофер Робин оказался дома, поскольку наступил полдень, и он был так рад их видеть, что они остались почти до настоящего чая, и, когда они выпили Очень Приблизительный Чай, такой, о котором тут же забываешь, то поспешили в Медвежий Угол, чтобы повидать Иа и после этого поспеть к Настоящему Чаю у Совы.
Чаепитие — это ритуал, окруженный массой неписаных правил и требований этикета. Изначально он появился в Китае и восходит к временам правления династии Тан (618–907 годы нашей эры). До нас дошла древняя книга «Канон чая» Лу Юя, в которой рассказывается, как тесно чаепитие связано с буддийскими традициями.
Для того чтобы выпить чай, китайцы спрессовывали чайные листья, придавая им форму плоских лепешек, а перед употреблением — обжаривали и растирали их, после чего растворяли в кипятке, порой добавляя специи, лимонную цедру или листья мяты. Важную роль для полного раскрытия вкуса играла практически каждая деталь, будь то качество глиняной посуды или воды. В Китае даже есть источник, названный именем Лу Юя, который охраняется из-за кристальной чистоты — настолько природная вода идеальна для чаепития. Еще один интересный факт: некоторые из самых редких и наиболее дорогих фарфоровых изделий на сегодняшнем рынке произведений искусства — это сохранившиеся древние чайники и сосуды, которые использовались в Китае в VIII–IX веках. И в этом нет ничего удивительного: популярность чая способствовала развитию фарфорового производства в те времена.
Примерно тогда же чай попал в Японию, но традиции японской чайной церемонии — Тя-но ю — зародились только в Средние века, завоевав популярность у воинов и священников, которые воспринимали чаепитие как способ сосредоточиться. Тя-но ю (что означает «горячая вода для чая») сочетает философию дзен с медитацией, духовным миром и глубоко укорененными чувствами традиции, природы и гостеприимства. Гости и туристы, приезжающие в Японию сегодня, тоже могут поприсутствовать на традиционной чайной церемонии, цель которой в нахождении мира и душевного покоя. Хотя, возможно, и чаепитие в отеле «Ритц» будет иметь похожий эффект, но в большей степени благодаря бледно-розовому декору и прекрасно приготовленным сэндвичам с огурцами.
Мало какое время может быть приятнее, чем несколько часов, посвященных церемонии, именуемой английским послеполуденным чаепитием.
В Англии чай начали употреблять с XVII века, правда, как медицинское снадобье. А в качестве напитка он стал широко использоваться после того, как король Карл II женился на португальской принцессе Екатерине Брагансской. Принцесса привезла в Англию чай, который экспортировался в Португалию из Китая.
Автор знаменитых рукописей о жизни англичан Сэмюэль Пипс упомянул, что в 1660 году в кофейне он выпил «первую чашку чая (китайского напитка), что раньше мне делать не приходилось» (чай не слишком впечатлил его). Но со временем чай стал вполне традиционным английским напитком, и случилось это во многом благодаря расширению Ост-Индской компании (торговой фирмы, основанной в 1660 году, в период правления королевы Елизаветы I). Первую партию китайского чая компания доставила в Англию в 1669 году, и в течение последующих двадцати лет английская Ост-Индская компания уже торговала чаем по всей Европе и всему Новому Свету. Американский патриот Джон Дикинсон описывал Ост-Индскую чайную компанию как «мерзость», а Бостонское чаепитие, когда в Бостонской гавани 342 облагаемых налогом ящика с чаем были сброшены в воду, послужило толчком к американской Войне за независимость.
«Чай стал пищей для всего населения Великобритании», — заявил директор Ост-Индской компании. Однако, несмотря на то, что оборот компании к 1825 году составлял половину мирового торгового оборота, большая часть денег, предназначенных для приобретения чая в Китае, пошла на нелегальную торговлю опиумом. Тем не менее чайные кусты, выкраденные в Китае и высаженные на полях Ассама и Дарджилинга, положили начало развитию новых отраслей. Местное население, составлявшее поначалу меньше ста человек, за пятьдесят лет выросло до 95 тысяч, большинство из которых были заняты выращиванием и обработкой индийского черного чая. Наверное, именно организация чайных плантаций в Индии стала долговременным итогом чайной торговли Ост-Индской компании, как и тот курьезный факт, что компания первой отметила использование китайцами масла бергамота для придания чаю особого вкуса, что и привело к появлению знаменитого сорта «Эрл Грей».
Что касается церемонии чаепития, то впервые она появилась в 1840-ые годы благодаря герцогине Бедфордской . Пребывая с герцогом Ратлендским в замке Бельвуар, она ощущала незначительное чувство голода между ланчем и ужином и около четырех часов дня просила приносить чашку чая в ее комнату. Чай подавался герцогине с легким печеньем или пирожным, и со временем ей так полюбилась эта ежедневная традиция, что она начала приглашать гостей, чтобы разделить с ними скромную трапезу. Однажды она позвала на чай саму королеву Викторию, после чего чаепития вошли в моду, и аристократки стали регулярно рассылать приглашения на «домашний чай» между 3:30 и 5:30 часами.
Этикет чаепития был прямо противоположен всему тому, что Льюис Кэрролл описал в «безумном чаепитии» у Шляпника. По сути дела, абсолютное своеволие и неучтивость в Стране Чудес полностью противоречат утонченной обходительности, которую ожидают от гостей за чайным столом.
К тому времени все правила церемонии чаепития уже были подробно изложены в «Руководстве по ведению домашнего хозяйства» миссис Битон, опубликованном в 1861 году (и в том же году проданном в количестве 60 тысяч экземпляров). Согласно миссис Битон, дамам предлагалось проводить два вида «домашних» чаепитий. Первое — «Большое чаепитие» —устраивалось в гостиной, со значительным количеством гостей, куда приглашался пианист, а если хозяйка сама занималась музыкой — пела или играла на инструменте, то исполнить пьесу разрешалось ей. После музыкальной паузы она приступала к своим прямым обязанностям и открывала фуршет. В случае второго — более узкого «домашнего» чаепития, гостьи оставались в личных покоях хозяйки. Их беседы часто носили учтивый, но порой довольно откровенный и праздный характер: дамы обсуждали важные новости, последние писки моды и помолвки знакомых.
Вне зависимости от того, где подавался чай, гостьи почти всегда были одеты по последней моде, обязательно в перчатках и с тщательно уложенными волосами. В начале ритуала слуга или дворецкий подавал гостям чай, но разливала его сама хозяйка дома. На закуску предлагались печенье и пирожные.
Многие английские пословицы и обычаи возникли из этикета викторианского чаепития. Например, ‘to keep the social kettle boiling’ (буквально «поддерживать социальное кипение чайника»), то есть «поддерживать разговор» — заполнять паузу в беседе. А еще есть старое поверье, что если гостья разливает чай вместо хозяйки, то она будет следующей, кто родит ребенка.
Несмотря на то, что британцы на целых сто лет позже начали пить чай, только в XX веке Советский Союз обогнал Британию как главного потребителя чая. На Руси, уже в правление Ивана III, восточные купцы стали доставлять чай в Москву из Китая. Считается, что казачьи атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялычев (Елычев), посетившие Китайскую империю в 1567 году, привезли царю Михаилу Федоровичу дары от хана, среди которых был и груз чая. «Не знаю, листья ли это деревьев или трава. Они кипятят их в воде, добавляют несколько капель молока и пьют, называя это чаем», — сообщил боярин по возвращении домой. Следует отметить, что тогда за двести упаковок чая была отдана сотня соболей.
Поначалу царю и боярам напиток не понравился — он показался им горьким и терпким. Однако было замечено, что чай «прогоняет сон» во время долгих церковных служб и утомительных заседаний в Боярской думе.
Простудившегося в январе 1665 года царя Алексея Михайловича тоже отпаивали чаем. Слух о новом «лекарстве» распространился быстро, и к концу XVII века чай уже продавался в московских аптеках как лекарство и тонизирующее средство. Русские верили, что он очищает кровь и укрепляет здоровье перед долгими церковными службами. Впрочем, православная церковь не одобряла «китайскую траву», считая ее наряду с табаком и кофе «дьявольским зельем».
Изысканный чайный сервиз из знаменитого Ломоносовского фарфора, изготовленный по любимому дизайну Екатерины Великой, ныне известен всему миру.
В правление Екатерины II Россия подписала первый договор о торговле чаем с Китаем. Дорога между двумя державами стала известна как Великий чайный путь — самый протяженный торговый путь в истории человечества, основные этапы которого превратились в туристические маршруты на радость двум миллиардам потребителей чая. Начинаясь от Великой Китайской стены, некогда он пролегал через территории Монголии и России в Европу. Отправной точкой был город Ухань, а далее по наземным и водным путям нагруженные чаем караваны, отметившись более чем в 150 городах трех стран — от китайской границы до Москвы, преодолевали около 11 тысяч километров. Все путешествие занимало до шести месяцев. Поэтому в России начала XIX века чай высоко ценился, и полкило самых его дорогих сортов стоили столько же, сколько две-три коровы.
К концу XVIII века потребление китайского чая твердо вошло в быт высших классов российского общества — как дворянства, так и купечества. Сам Александр I, по воспоминаниям приближенных, каждое утро «кушал чай, всегда зеленый, с густыми сливками и поджаренными гренками и белым хлебом». А 31 декабря 1821 года император издал указ «О дозволении производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». С этого момента в крупных городах, особенно в Москве, начался настоящий ажиотаж вокруг чая и чаепитий.
Имена Перлова и его сыновей, сначала торговавших жемчугом (перлами), неотделимы от истории чая в России. Именно они начали импортировать чай в страну и открыли первую чайную лавку в Москве. К 1890-м годам семья даже перестала торговать жемчугом, чтобы открыть в Москве знаменитый Чайный дом.
В зависимости от страны — будь то Япония, Россия или Британия, церемония чаепития имеет свои отличия (и это естественно). О безмятежности и спокойствии Тя-но ю мы уже сказали выше. А вот русское чаепитие ассоциируется у меня с ленивым летним полднем, переходящим в вечер на веранде, томный и расслабленный, с вкусным печеньем, медом, ягодами и внушительным самоваром, тихо попыхивающим сзади. Английское же чаепитие — это звон чашек о блюдца, треньканье ложечек, высокие стулья, учтивая беседа в той же, хотя и иначе проявляющейся, дружеской атмосфере. И главное, что все эти чаепития приносят удовольствие — каждое по-своему (поэтому юную Алису очень возмутило бессмысленное чаепитие со Шляпником, Мартовским Зайцем и Соней).
После такой длинной истории чая, думаю, нужно выпить чашку чая.
Этот материал был впервые напечатан в специальном выпуске журнала ZIMA «Наша Британия».
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…