Культура

История императорской семьи и уникальная коллекция. Какой получилась выставка Фаберже в V&A

Грандиозная выставка Fabergé in London: Romance to Revolution в музее Виктории и Альберта готовилась кураторами более четырех лет. За это время им удалось собрать уникальные ювелирные изделия, созданные Карлом Фаберже и командой его мастеров, которые были доставлены в Лондон из российских музеев, привезены из королевской сокровищницы, а также получены из частных коллекций.

Карл Фаберже
Магазин Фаберже в Санкт-Петербурге

Дом Фаберже был основан в Санкт-Петербурге в 1842 году отцом ювелира Густавом Фаберже. Его первый магазин расположился на Большой Морской улице – в фешенебельном центре столицы – и быстро завоевал интерес со стороны состоятельной петербургской публики. С детства Карл знал, что в будущем унаследует дело отца, поэтому в юношестве отправился в большой тур по Европе, где обучался техникам по работе с драгоценными камнями у мастеров, посещал известные музеи и галереи. После возвращения отец и сын проработали вместе еще 10 лет, пока основатель империи Фаберже не скончался – тогда управление компанией перешло в руки наследника.

Fabergé in London: Romance to Revolution/ V&A Press Office

Через некоторое время творения Фаберже заметил император Александр III на одной из выставок в Москве – так ювелирный дом стал официальным поставщиком украшений для семьи Романовых. Среди самых необычных экспонатов в музее Виктории и Альберта, которые когда-то принадлежали императору, – нефритовый молитвенник Александры Федоровны, подаренный ей супругом в день коронации, миниатюрные фигурки казаков, созданные по заказу Николая II и проданные на аукционе в Нью-Йорке за несколько миллионов долларов, брошь с аквамарином, изъятая большевиками у императорской семьи в Тобольске, а также записная книга в эмалированной обложке, которую Романовы преподнесли в качестве подарка бабушке императрицы, королеве Виктории, во время их рождественского визита в шотландский замок Балморал. 

Романовы с королевой Викторией во дворце Балморал

Слухи о гениальном мастере из Санкт-Петербурга довольно быстро разлетелись по всему миру. У Фаберже появлялось все больше клиентов из России, Европы, Америки и Азии. Для работы с иностранными покупателями он решил открыть новый бутик в Лондоне – мастерская распахнула свои двери в 1903 году.

Лондон той эпохи во многом был похож на современную столицу – интернациональный и космополитичный. Выставленные в музее Виктории и Альберта предметы когда-то принадлежали совершенно разным покупателям английского филиала ювелирного дома – от Алисы Кеппел, любовницы Эдуарда VII, до Нэнси Лидс, вдовы стального магната Уильяма Лидса, после смерти которого она унаследовала состояние в 100 миллионов долларов. Ее портсигар, украшенный драгоценными камнями и эмалью из золота с розовыми бриллиантами в платине, был куплен в лондонском бутике Фаберже за 220 фунтов, что в перерасчете на современные средства составляет примерно 25 тысяч фунтов.

«Зимнее» яйцо Фаберже/ V&A Press Office

Но самыми дорогими изделиями дома Фаберже стали императорские пасхальные яйца, которые создавались ювелиром и его мастерами по заказу Николая II и Александры Федоровны. Под коллекцию яиц, многие из которых впервые демонстрируются в Великобритании, кураторы отвели последний и самый просторный зал выставки. Среди экспонатов – крупнейшее яйцо Фаберже, вдохновленное архитектурой Успенского собора, а также «Зимнее» яйцо, выполненное по заказу императора в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года. Именно «Зимнее» яйцо являлось самым дорогим ($9,6 млн) изделием ювелирного дома, до тех пор, пока на аукционах не были проданы «Ротшильдское» (их, к слову, тоже можно увидеть в музее) и «Третье императорское» яйцо .

Fabergé in London: Romance to Revolution/ V&A Press Office

Попасть на выставку, вероятно, будет непросто: билеты раскуплены до января. Поэтому бронировать время для посещения рекомендуем заранее на сайте музея.

Редактор сайта

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

18 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago