Культура

История императорской семьи и уникальная коллекция. Какой получилась выставка Фаберже в V&A

Грандиозная выставка Fabergé in London: Romance to Revolution в музее Виктории и Альберта готовилась кураторами более четырех лет. За это время им удалось собрать уникальные ювелирные изделия, созданные Карлом Фаберже и командой его мастеров, которые были доставлены в Лондон из российских музеев, привезены из королевской сокровищницы, а также получены из частных коллекций.

Карл Фаберже
Магазин Фаберже в Санкт-Петербурге

Дом Фаберже был основан в Санкт-Петербурге в 1842 году отцом ювелира Густавом Фаберже. Его первый магазин расположился на Большой Морской улице – в фешенебельном центре столицы – и быстро завоевал интерес со стороны состоятельной петербургской публики. С детства Карл знал, что в будущем унаследует дело отца, поэтому в юношестве отправился в большой тур по Европе, где обучался техникам по работе с драгоценными камнями у мастеров, посещал известные музеи и галереи. После возвращения отец и сын проработали вместе еще 10 лет, пока основатель империи Фаберже не скончался – тогда управление компанией перешло в руки наследника.

Fabergé in London: Romance to Revolution/ V&A Press Office

Через некоторое время творения Фаберже заметил император Александр III на одной из выставок в Москве – так ювелирный дом стал официальным поставщиком украшений для семьи Романовых. Среди самых необычных экспонатов в музее Виктории и Альберта, которые когда-то принадлежали императору, – нефритовый молитвенник Александры Федоровны, подаренный ей супругом в день коронации, миниатюрные фигурки казаков, созданные по заказу Николая II и проданные на аукционе в Нью-Йорке за несколько миллионов долларов, брошь с аквамарином, изъятая большевиками у императорской семьи в Тобольске, а также записная книга в эмалированной обложке, которую Романовы преподнесли в качестве подарка бабушке императрицы, королеве Виктории, во время их рождественского визита в шотландский замок Балморал. 

Романовы с королевой Викторией во дворце Балморал

Слухи о гениальном мастере из Санкт-Петербурга довольно быстро разлетелись по всему миру. У Фаберже появлялось все больше клиентов из России, Европы, Америки и Азии. Для работы с иностранными покупателями он решил открыть новый бутик в Лондоне – мастерская распахнула свои двери в 1903 году.

Лондон той эпохи во многом был похож на современную столицу – интернациональный и космополитичный. Выставленные в музее Виктории и Альберта предметы когда-то принадлежали совершенно разным покупателям английского филиала ювелирного дома – от Алисы Кеппел, любовницы Эдуарда VII, до Нэнси Лидс, вдовы стального магната Уильяма Лидса, после смерти которого она унаследовала состояние в 100 миллионов долларов. Ее портсигар, украшенный драгоценными камнями и эмалью из золота с розовыми бриллиантами в платине, был куплен в лондонском бутике Фаберже за 220 фунтов, что в перерасчете на современные средства составляет примерно 25 тысяч фунтов.

«Зимнее» яйцо Фаберже/ V&A Press Office

Но самыми дорогими изделиями дома Фаберже стали императорские пасхальные яйца, которые создавались ювелиром и его мастерами по заказу Николая II и Александры Федоровны. Под коллекцию яиц, многие из которых впервые демонстрируются в Великобритании, кураторы отвели последний и самый просторный зал выставки. Среди экспонатов – крупнейшее яйцо Фаберже, вдохновленное архитектурой Успенского собора, а также «Зимнее» яйцо, выполненное по заказу императора в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года. Именно «Зимнее» яйцо являлось самым дорогим ($9,6 млн) изделием ювелирного дома, до тех пор, пока на аукционах не были проданы «Ротшильдское» (их, к слову, тоже можно увидеть в музее) и «Третье императорское» яйцо .

Fabergé in London: Romance to Revolution/ V&A Press Office

Попасть на выставку, вероятно, будет непросто: билеты раскуплены до января. Поэтому бронировать время для посещения рекомендуем заранее на сайте музея.

Редактор сайта

Новые статьи

Последний воин Британской империи. Вспоминаем, какой была королева Елизавета II

Прошло три года… Королевский этикет строго регламентирует черный цвет в гардеробе монархини. Траур по мужу,…

13 часов ago

«Как можно не любить оперу?». Наташа Цуканова — о самых ожидаемых премьерах в Лондоне

Я не критик и не музыковед, в общем, совсем не эксперт. Но мы все, всей…

17 часов ago

Новые песни сентября — в свежем выпуске «Аэростата» БГ

Свежий выпуск легендарной передачи «Аэростат» Бориса Гребенщикова — от 7 сентября — посвящен музыкальным новинкам,…

2 дня ago

Итоги 82-го Венецианского кинофестиваля: от семейных историй Джармуша до документального крика о войне

Ведущая церемонии, Эмануэла Фанелли, итальянская актриса и комик, обыграла один из фестивальных ритуалов — засекание…

2 дня ago

«Частицы человечности». О новом документальном фильме Александра Роднянского

Вспоминается мысль Леонида Андреева из рассказа «Винтовка»: «Видеть страдание и пройти мимо — значит отнять…

5 дней ago

«Любимые Города — Москва, Париж, Флоренция». Эрик Булатов рассказывает

Москва — это мой город, и не важно, где я живу сегодня и как часто…

5 дней ago