Культура

Гончарова, Бакст, Пастернак – сокровища русского искусства в самом старом музее Англии

Прежде всего музей Ашмола известен на весь мир своим собранием древнеегипетского искусства и графики эпохи Возрождения, включая работы Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, а также произведениями Рубенса, Рембрандта, Тернера, Ренуара и Пикассо. В музее есть посмертная маска Оливера Кромвеля, светильник Гая Фокса, скрипка Страдивари «Мессия», а также уникальная экспозиция старинных колец, одно из которых, возможно, вдохновило Толкиена на создание его великого произведения.

К большому удивлению многих туристов, приезжающих в Оксфорд, среди всех этих древностей хранится и большая коллекция русского искусства. В основном она представлена этнографическими экспонатами, иконами и всевозможной графикой. Один из самых первых и редких ее экспонатов — древние счеты. Известно, что в Англию их привез из своего путешествия в Архангельск в 1618 году один из основателей музея — Джон Традескант Старший, садовник графа Солсбери и короля Карла I. Строение счетов — десятичное (десять, а не девять бусинок в ряду), что символизирует переход от старого греческого стиля алфавитных цифр к современным.

За классическое искусство в коллекции отвечают рисунки Александра Иванова (наброски голов, выполненные художником для своей главной и единственной картины — «Явление Христа народу»), незаконченный эскиз к рисунку «Это очень хорошо — а сколько у Вас крестьян?» Павла Федотова и небольшой пейзаж маслом «Роща на озере. Осень» Исаака Левитана. Искусство авангарда, укрепившее позиции русского искусства в мире, представлено в собрании работами Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. 

Значительная часть русского собрания — произведения художников объединения «Мир искусства». Почему? Объяснить это довольно просто. Большое количество работ поступило из коллекции Брайкевича — блестящего инженера, заместителя министра торговли Временного правительства в Одессе в 1917 году, городского главы и страстного собирателя, поклонника «Мира искусства». Работы были переданы музею в 1949 году благодаря усилиям дочери коллекционера Татьяны. Изначально Брайкевич собирался оставить произведения «какой-нибудь английской галерее, предпочтительно Тейт, для постоянной экспозиции коллекции», но, поскольку подобное условие галерея сочла для себя невозможным, 68 произведений отправились в Оксфорд, с тем чтобы составить там постоянную, но обновляющуюся экспозицию в музее Ашмола.

Russian Ballet, Champs-Elysées: Les Sylphides (1932), Konstantin Somov

Любимец Брайкевича Константин Сомов представлен наиболее значительно и многогранно: портреты, галантные сцены, пейзаж и натюрморт. Среди них авторские повторения «Зимней прогулки», «Аллеи в Версале» и «Фейерверка», созданные специально по заказу патрона. Для него же — свой автопортрет с подписью: «Дорогому М. В. Брайкевичу на память об июле 1934». Художник умер практически на руках у своего друга, ранее он оставил запись в дневнике: «Михаил Васильевич, несмотря на свой возраст и жизненные трудности, сохраняет поразительный идеализм, иногда граничащий с наивностью. Он полон привязанности к своим друзьям». Брайкевич помогал многим художникам, в числе которых был и Александр Бенуа. Среди городских видов и эскизов к театральным постановкам — декорации к оперному шедевру Игоря Стравинского «Соловей» 1914 года.

Один из самых оригинальных художников начала ХХ века, наиболее известный на Западе, Лев Бакст представлен портретами писателя Андрея Белого, примы-балерины Императорских театров Вирджинии Зуччи и наброском к портрету танцующей Айседоры Дункан. Все остальное — эскизы декораций и костюмов к балетам «Нарцисс», «Елена Спартанская», «Мученичество святого Себастьяна», «Тамара», «Трагедия Саломеи» и «Спящая красавица».

Costume of a Russian fairy tale Princess, Ivan Bilibin

Иван Билибин и Николай Рерих также представлены декорациями к опере и балету. Собрание Добужинского поступило сразу из двух коллекций (Брайкевича и сына художника Ростислава) — это эскизы декораций к операм «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и балету «Коппелия», любимые художником городские темы «Вид на Биржу в Санкт-Петербурге», «Старая верфь в Лондоне», «Крыши Нью-Йорка, мое окно в Нью-Йорке». Выставка Добужинского состоялась в музее в 1975 году, специально для этого события его сын подготовил каталог.

Последний русский художник-классик XIX века и первый XX-го Валентин Серов представлен шестью рисунками, включая портреты графини Варвары Мусиной-Пушкиной в саду и Елены Ивановны Рерих, декорациями к балету «Корсар» и опере «Алеко». Зимние пейзажи русских деревень и импрессионистический ночной Париж принадлежат кисти Константина Коровина. 

Русское собрание было бы неполным без собрания икон. В музее их восемнадцать. Самые ранние из них относятся к XV веку, самые поздние — к XIX. Они поступили из коллекций профессора Байвотера, археолога и коллекционера Честера и британского дипломата сэра Рендела. 

Portrait of Boris and Alexander Pasternak, Leonid Pasternak

В запасниках музея есть произведения Василия Кандинского, Ивана Билибина, Николая Рериха, художников более позднего поколения мирискусников-неоклассицистов Александра Яковлева и его друга — неординарного художника Василия Шухаева, работы которого являются редкостью для частных и музейных коллекций, а также Сергея Чехонина, Павла Челищева, Дмитрия Бушена, Филиппа Малявина и Семена Лиссима. Но самое интересное то, что, когда в 1999 году в Оксфорде был открыт дом-музей Леонида Пастернака — отца знаменитого поэта и писателя, в музее Ашмола состоялась его персональная выставка, к которой были изданы два тома каталога-резоне «Леонид Пастернак. Годы в России. 1875–1921». В 1958 году дочери художника — Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак-Слейтер — передали в музей восемнадцать работ, среди которых известные портреты Эйнштейна, Крейга, Рильке, автопортрет, портреты детей, наброски к портрету Ленина, над которыми художник работал перед своей кончиной. 

Долгие годы хранителем русской коллекции в музее Ашмола была Лариса Николаевна Салмина-Хаскелл, благодаря усилиям которой удалось подготовить и издать уникальный каталог. Идея создания отдела русского искусства в оксфордском музее все еще ждет своего воплощения и меценатов.

Нина Кругликова (@russian_oxford_tours) — русскоязычный гид в Оксфорде. Окончила магистратуру и докторантуру Оксфордского университета. Прекрасно знает город изнутри, ведет авторские туры, а также консультирует по поступлению и получению стипендий в Оксбридж.

Нина Кругликова

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

1 день ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago