Сразу скажу: наши продукты достаточно консервативны (целевая доходность — 5-8% годовых с низкой волатильностью), что и определяет архетип нашего инвестора вне зависимости от юрисдикции. Это бизнесмен или профессионал, осторожный и разумный, не имеющий времени, желания или профессиональной подготовки для самостоятельного управления ликвидным портфелем.
На этом сходство между инвесторами из России и Британии (и Европы в целом), пожалуй, заканчивается. И начинаются различия.
НАЛОГИ
Российские инвесторы не фокусируются на налогообложении своих инвестиций. Для них есть универсальный способ инвестирования через контролируемую иностранную компанию с налогом в 13% с дохода в валюте инвестирования или с плоским налогом в 5 млн рублей в год (50 000 фунтов). Нет для них различия и между приростом капитала и прочим доходом.
Британские инвесторы предпочитают non-reporting funds. Инвесторы, использующие статус RnD, позволяющий им не платить налоги с доходов, не введенных на территорию Соединенного Королевства, выбирают классы акций фондов, которые выплачивают весь доход дивидендами, — их можно получать на счета за границами Великобритании, сохраняя основной капитал «в чистоте».
СИМПАТИЯ VS. РЕЗУЛЬТАТ
Российские инвесторы при принятии решения о инвестировании в первую очередь смотрят на личность управляющих. Преимущество имеют публичные персоны, с которыми инвесторы лично знакомы и испытывают личную симпатию — нередко крупный инвестор может передать деньги в управление просто «по дружбе». Вторым по важности критерием является размер комиссий, которые берет управляющий: часто разговор с инвестором заходит о «справедливости» комиссий, многие инвесторы активно торгуются ради того. чтобы снизить размер комиссии на доли процента в год. Собственно результаты инвестирования по важности для российских инвесторов оказываются лишь на третьем месте.
Британские инвесторы, наоборот, смотрят на результаты в первую очередь. Профиль управляющих их интересует в меньшей степени — разве что проверят, не были ли они замечены в каких-то скандалах или сомнительных историях. А о комиссиях британцы почти никогда не говорят.
ЛИЧНЫЙ СЧЕТ VS. ФОНДЫ
Российские инвесторы подозрительнее коллег из Британии. Наши соотечественники предпочитают, чтобы их инвестиционный портфель управлялся с их же счета, опасаясь отдавать деньги в фонды, — нам приходится тратить много сил и времени на объяснение им преимуществ фондов.
Британские инвесторы отдают предпочтение именно фондам. Они полагают (и вполне справедливо), что у фондов большая прозрачность результатов и более надежная инфраструктура.
«БОЛЬШИЕ» VS. «МАЛЕНЬКИЕ»
Многие российские клиенты хотят ощущать себя «крупным инвестором» — и ожидают соответствующего к себе отношения. Большинство британских инвесторов лимитирует инвестиции в тот или иной продукт, чтобы быть как раз «небольшим инвестором». Так они не только улучшают диверсификацию своего портфеля, но и меньше влияют на фонд и могут при желании легко выйти из него без ущерба для остальных участников.
ПРОСТОЕ VS. СЛОЖНОЕ
Детали стратегии в равной степени интересуют и тех, и других инвесторов. Однако россияне чаще склоняются к выбору более простых стратегий: «Ой, нет, это слишком сложно, я ничего не понимаю». Британцы простые стратегии предпочитают реализовывать через ETF (торгуемые на бирже индексные фонды), а от управляющего их портфелем ожидают как раз чего-то более сложного.
АГРЕССИВНОСТЬ VS. СПОКОЙСТВИЕ
Общаясь с российскими инвесторами, мы часто слышим запрос либо на очень консервативные продукты («Я всего боюсь, для меня главное — сохранить деньги»), либо на сверхагрессивные («Я готов к большему риску, но чтобы заработать 100%»). Иногда российский инвестор начинает разговор с требования «10% годовых с гарантией».
Британские инвесторы чаще ищут продукты, приносящие умеренную доходность — 4-6%. Уровень в 10-15% считается крайне привлекательным, но рискованным. Предложения с более высокой целевой доходностью воспринимаются как ненадежные. Запроса гарантий от британских инвесторов мы никогда не слышали.
В-КОРОТКУЮ VS. В-ДЛИННУЮ
Для российских инвесторов частый «переход» из одного продукта в другой — обычное дело. В оценке конкретного продукта они придают первостепенное значение текущему результату.
Европейцы, в частности, британцы, ориентируются главным образом на долгосрочные результаты и оценивают стратегию управления инвестициями в целом.
БЫСТРО VS. НЕ СПЕША
Отношение к ликвидности инвестиций у россиян похоже на их отношение к доходности: они готовы инвестировать либо в private equity, либо в абсолютно ликвидные инструменты.
Европейцы значительно спокойнее смотрят на фонды, эффективный выход из которых может занимать три месяца и даже больше — вплоть до года.
САМОСТОЯТЕЛЬНО VS. С ПОМОЩЬЮ СОВЕТНИКА
Наконец, британцы чаще всего пытаются централизовать процесс инвестирования, привлекая инвестиционного советника, который подбирает им продукты. Россияне предпочитают вести поиски и переговоры сами, одновременно вкладывая деньги в десяток разных продуктов с десятком разных управляющих, а частью своей ликвидности еще и управляют самостоятельно.
При этом российские инвесторы очень любят сравнивать результаты управляющих с собственными — особенно если им повезло и они хорошо заработали. Европейские инвесторы для сравнительного анализа используют фондовые индексы и бенчмарки.