Полный список крупных российских миллиардеров, связанных с президентом Путиным и имеющих бизнес-интересы в Великобритании, до сих пор не опубликован. В то же время Евросоюз уже внес в свой санкционный список по крайней мере четырех видных олигархов, у которых есть активы в Великобритании: Романа Абрамовича, Михаила Фридмана, Алишера Усманова и Игоря Шувалова (UPD: едва этот текст был опубликован, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс заявила, что Усманов и Шувалов добавлены в британские санкционные списки. — ZIMA). Британское правительство обещает исправить это и вносит в парламент новые жесткие законы, которые позволят ему более эффективно бороться с «грязными» активами, осевшими в стране.
Миша Гленни, эксперт по организованной преступности и автор множества книг о коррупции, включая бестселлеры How Corrupt is Britain и McMafia (по мотивам последней в 2018 году снят нашумевший одноименный сериал о русской мафии в Лондоне), объясняет, почему так непросто подсчитать объем денег из России, которые крутятся в Великобритании. Из-за того, что российские (да и не только российские) инвестиции и недвижимость непрозрачны, установить, кто на самом деле владеет тем или иным активом, часто невозможно.
«Последние пять лет правительства Терезы Мэй и Бориса Джонсона блокировали принятие законов, повышающих прозрачность инвестиционного режима в Великобритании. Это не позволяет выявить коррумпированных политиков не только из России, но и со всего мира, — считает Гленни. — Порочна и система “золотых виз”, которая позволяет за небольшие для миллионера — тем более, для мультимиллионера — деньги купить вид на жительство. С тех пор, как эта система была введена, такие визы получили больше десятка тысяч человек, только за прошлый год — двести».
Окно с «золотыми визами» закрылось еще до последних событий в Украине. Но оппозиция теперь требует от правительства ускорить расследование законности предоставления виз, которые были получены до 2015 года, когда правила их выдачи были резко ужесточены и власти начали требовать в каждом случае явно раскрывать источники происхождения средств. Считается, что под эти расследования могут попасть до 700 российских граждан.
National Economic Crime Centre оценивает, что отмывание денег обходится Великобритании более чем в ₤100 млрд в год. Впрочем, было бы, конечно, неверным говорить, что проблема «подозрительных капиталов» в Британии связана только с Россией. Например, по оценкам Transparency International, считающей, что с помощью сомнительных средств в стране было куплено недвижимости на ₤5 млрд, на Россию приходится только пятая часть этих денег. А ставшие публичными в 2021 году 12 млн документов скандального досье «Пандора» указывают на то, что из 700 офшорных компаний, владеющих недвижимостью в Британии, гражданам России фактически принадлежат тридцать пять — 5%.Однако представляется очевидным, что борьба с сомнительными капиталами сейчас активизируется в Великобритании именно в связи с военными действиями России в Украине — и будет направлена прежде всего на российские деньги и их владельцев.
Парламентская оппозиция давно сетует Борису Джонсону (как до него и Терезе Мэй) на недостаточную жесткость в борьбе с засильем в Британии именно русских «грязных» денег. Некоторые объясняют пассивность правительства в этом вопросе не только объективными трудностями (в частности, теми же офшорами, за которыми скрываются реальные владельцы активов), но и, в частности, тем, что многие российские олигархи жертвовали крупные суммы на нужды консервативной партии.
И вот теперь Борис Джонсон, отвечая на обвинения в нерасторопности, простит парламент в ускоренном порядке рассмотреть закон «Об экономических преступлениях», который, по его словам, поможет наконец вскрыть «русскую матрешку», выяснить, что и кто скрывается внутри, и найти российских (и не только российских, конечно) бенефициаров британских активов. Законопроект парламент рассмотрит уже в ближайший понедельник. И, скорее всего, он будет поддержан большинством депутатов.
Мало того, предваряя обсуждение законопроекта об экономических преступлениях, правительство уже представило парламенту другой документ, который готовился еще в 2018 году, — «Базу данных владельцев недвижимости в Великобритании». Именно такая открытая база, как считают специалисты, станет фундаментом и залогом эффективности нового закона.
Принятие нового пакета законов ведет к следующему:
Министр по делам бизнеса Куаси Куртенг надеется, что «закон будет иметь немедленный эффект и заставит отвернуться от “грязных” денег». Он признает, что олигархи и воры из России и других стран использовали элитную недвижимость для того, чтобы «отмывать плоды коррупции». «В свете чудовищных событий последних дней мы должны предупредить этих преступников и сказать им, что Великобритания не будет больше терпеть коррупцию у себя в стране».
Что ж, доживем до понедельника.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…