ОБРАЗ ЖИЗНИ

Бунты и забастовки. Маша Слоним – о последствиях растущей инфляции в Великобритании

Мы уже во сне можем повторить список причин, по которым растет стоимость жизни: повышение цен на энергоносители и сырьевые материалы, война в Украине. Если коротко: последствия пандемии наложились на издержки войны.

Знание причин, однако, не слишком помогает, если инфляция съедает реальную зарплату, а впереди – тяжелая, по всем прогнозам, зима.

Сезон забастовок с требованием повысить заработную плату длится в Великобритании с начала лета и грозит захлестнуть страну в предстоящие месяцы. Уже бастуют (по определенным дням) железнодорожники, угрожают забастовкой работники Royal Mail, думают в знак протеста против слияния двух новостных каналов и члены профсоюза журналистов Би-би-си NUJ. 

Падение покупательной способности ощущают все, но особенно больно это ударяет по малоимущим. Судя по последним опросам, каждый шестой британец, пытаясь экономить на еде, ежедневно пропускает обед или ужин. 

Показательно и то, что британцы, при всей любви к животным, стали чаще отказываться от своих питомцев. О том, что участились случаи сдачи собак и кошек в приюты, рассказала мне подруга, которая в нашем районе подыскивает новых хозяев брошенным животным. Ее слова подтверждает и статистика: в последнее время инциденты, когда владельцы отдают своих питомцев в приюты, потому что не могут их содержать, выросли на 60%. 

Я лично не подсчитывала, во сколько мне обходится содержание моих трех собак и двух котов, но на днях увидела страшную цифру! Оказывается, на содержание одной собаки в год уходит 2,000 фунтов стерлингов. 

Но главной статьей расходов этой зимой станет топливо. Первого октября ведомство, которое регулирует цены на энергоносители для населения (Ofgem), должно снова поднять лимит. В последний раз он вводился в апреле, но осенью мы опять увидим, как подскочат наши счета за газ, электричество и, в моем случае, за отопительную солярку. По некоторым прогнозам, с января годовой ценник может составить до 4,000 фунтов, а то и больше. Для сравнения: в октябре прошлого года Ofgem определил лимит цены за энергию в 1,400 фунтов в год. 

Мне уже «посчастливилось» ощутить на себе, как стоимость 500 литров керосина, которыми мне заправили резервуар, подскочила почти вдвое больше. О том, сколько будет стоить обогрев дома этой зимой, страшно подумать.

При этом страшно, конечно, не только мне. Не так давно было создано движение DON’T PAY с намерением устроить мега-забастовку или, точнее, бунт: его организаторы требуют пересмотреть повышение цен на энергию, угрожая отказаться платить по счетам, если их просьба не будет выполнена. Акцию неповиновения планируют запустить, если движение соберет в свои ряды миллион человек. Пока что на сайте значится цифра 103,247 человек, но до 1 октября еще есть время. В группе движения в Фейсбуке на эту тему идет оживленная дискуссия 

Начинание группы немного напоминает движение за отмену Poll tax (налога, который должно было платить каждое домовладение в зависимости от того, сколько человек в нем проживает) начала 90-х годов. Против налога, которое правительство консерваторов ввело, но не смогло, в силу разных причин, полноценно внедрить, были организованы кампании и даже протесты. В ходе самого серьезного бунта на Трафальгарской площади 31 марта 1990 года (в нем участвовало до 200.000 человек) было ранено 113 человек и еще 340 арестовано.

В конце концов, Poll tax был отменен, но именно неудачные попытки его внедрить стоили Маргарет Тэтчер поста лидера консервативной партии, которую она, к тому времени, возглавляла более 10 лет. Следующие выборы в Парламент партия выиграла уже с новым лидером – Джоном Мейджором.

Вряд ли движение за отмену повышения цен на энергию DON’T PAY приведет к бунтам подобным тем, что сопровождали введение Poll tax, но галопирующая инфляция и небывалый рост цен на энергию станут настоящей головной болью для правительства в ближайшие годы. 

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

Вся президентская стать: большая Макрономика моды

Эмманюэль Макрон на Всемирном экономическом форуме в Давосе, 20 января 2026. Фото: Markus Schreiber/Associated Press…

14 часов ago

Клуб первых леди. Что мы знаем о Виктории Стармер?

Кир Стармер и его будущая жена Виктория Александер. Женщины в истории Великобритании оказывались у руля…

17 часов ago

Расследование The Times: мигрантам массово продают «фейковые» рабочие места

Посредники продают спонсорство для визы и обещают путь к легализации без реальной работы.

2 дня ago

Кому достанется наследство Брижит Бардо?

Брижит Бардо во время публичной кампании в защиту животных. Было совершенно очевидно, что она понимала:…

2 дня ago

Новые галереи фонда Блаватника, ночной арт-фестиваль в Вест-Энде и спецпроект в турбинном зале Tate Modern

Blavatnik Family Foundation пожертвовал институту искусств Courtauld сумму, которая увеличила общий вклад фонда до £20 млн. Эти…

2 дня ago

«Наташа». Эрик Булатов рассказывает

Наташа и Эрик Булатовы. До сих пор я рассказывал не о личных, а только о…

3 дня ago