Даже до начала конфликта между Россией и Украиной российские проекты не были сильно востребованы зарубежными фондами. Сейчас ситуация стала еще сложнее. В марте Index Ventures, один из крупнейших венчурных фондов, инвестировавший ранее в Revolut и Ozon, пообещал остановить вложения в российские компании и не участвовать в сделках совместно с инвесторами, связанными с российским правительством. Очевидно, что и другие британские инвестиционные фонды пойдут похожим путем с целью избежания потенциальных репутационных рисков.
Тем не менее шансы получить британское финансирование и вписаться в местную бизнес-экосистему вполне реальны. Вот несколько примеров стратегий, позволивших российским стартапам удачно пройти тест на соответствие стандартам местных инвесторов:
- Виталий Пономарев, основатель компании WayRay, создающей AR системы для навигации автомобилей, минимизировал риски, избежав негатива, связанного с «проблемным» русским следом. В частности, он убежден, что его категорический отказ от «токсичных» денег «Сколково» способствовал привлечению финансирования от Alibaba, Porsche и Hyundai Motor. В текущих реалиях даже привлечение средств от российских фондов и корпораций, связанных с государством, но юридически находящихся за границей, может привести к отказу инвесторов иметь дело с российским стартапом.
- Денис Свердлов, основатель британской компании Arrival, производящей электротранспорт, в мае 2022 года закрыл бизнес в России и перевел российские производственные мощности, лаборатории и сотрудников в Грузию. Это помогло Arrival сохранить темп дальнейшего развития в Великобритании и континентальной Европе без опасения слива конфиденциальных разработок в Россию, которое волнует британских инвесторов и правительство.
- Петр Белоусов, основатель блокчейн-стартапа Confideal, перевел компанию в ирландскую юрисдикцию. Его опыт показывает, что внушительными плюсами «Изумрудного острова» являются не только налоговые льготы, но также возможность получения поддержки от местных организаций, в частности Enterprise Ireland. Их гранты характеризуются отсутствием необходимости передачи доли в стартапе предоставляющей их организации, а значит, сохранением контроля. Также в Ирландии, в отличие от России, распространено «американское отношение» к провалам стартапа — это нормально при условии, что основатель вынес уроки для своего последующего предприятия.
- Антон Ботвин, основатель 1newhomes (маркетплейс для поиска жилья в новостройках), советует предпринимателям, развивающим свой бизнес в Британии, как можно раньше начать изучение фокусного рынка до старта продаж. Именно проработка сильной бизнес-модели с четко сформулированной юнит-экономикой позволила Антону заложить необходимый буферный бюджет для борьбы с кассовыми разрывами и заинтересовать лондонских партнеров, позволивших провести полную адаптацию бизнеса в Англии.
Второй серьезный вопрос: в какой части Великобритании выгоднее юридически структурировать свой бизнес?
Очевидный выбор — Лондон. Учитывая, что ключевые клиенты и инвесторы чаще находятся в Лондоне, именно здесь проще и удобнее будет структурировать бизнес, договариваться об условиях сделки и обсуждать стратегию дальнейшего роста. Анна Качурец (в прошлом — основатель компании ProperQuid) считает, что ключевым фактором, поспособствовавшим развитию ее проекта, стало большое количество фондов, расположенных непосредственно в Лондоне, таких как американская Sequoia и японский SoftBank, готовых предоставить финансирование на разных стадиях развития.
При этом Анна не скрывает, что поначалу ей трудно было привыкнуть к высокой стоимости жизни и налогам. Многие ее знакомые предприниматели испытывали значительные трудности с получением рабочих виз для своих зарубежных сотрудников. Тем не менее сгладить неудобства Анне помогли хорошо проработанные программы поддержки малого предпринимательства, позволяющие бизнес-ангелам снизить налоги, вложив средства в местный технологический стартап. Также благодаря большому количеству мест скопления стартапов и инвесторов, таких как WeWork Labs и Level39, Анна смогла получить советы по дальнейшему росту и сделать свой продукт более привлекательным.
Если же предприниматель делает проект в сфере криптовалют, стоит обратить внимание на остров Мэн. В феврале 2022 года местные агентства по развитию предпринимательства анонсировали планы нового инновационного конкурса для стартапов, предлагающих креативные технологические решения проблем финансовой индустрии. Победившие стартапы получат возможность опробовать свои новые финансовые продукты в местной «песочнице» — протестировать функционал и спрос на продукт с минимальным риском для потенциальных клиентов и репутации стартапа. Тем не менее предпринимателям стоит учесть, что у острова Мэн репутация одного из самых известных офшоров. Следовательно, при попытке привлечь средства у британских инвесторов может появиться подозрение, что стартап структурировался именно там, чтобы скрыть своих нежелательных бенефициаров.
Итак, какие стратегии помогут российским предпринимателям в текущих условиях не потеряться и получить свое место в британской бизнес-системе?
- Постарайтесь с самого начала не привлекать средства от частных и корпоративных инвесторов, связанных с Россией.
- Релоцируйте производство и сотрудников вашего бизнеса если не сразу в Великобританию, то в третью страну с развивающейся инновационной экосистемой, вроде Грузии или Армении.
- При выборе юрисдикции учитывайте репутацию конкретной локации, доступные государственные льготы и относящиеся к вам программы поддержки предпринимателей.
- Проработайте бизнес-модель вашего стартапа с учетом менталитета и запросов европейских, а не российских потребителей.
Текущий кризис — время не только испытаний, но и возможностей. Британия — один из лучших вариантов для роста инновационного предприятия, и этой возможностью надо пользоваться.