Комментарии

Месяц испытания на прочность. Маша Слоним — о выступлении Лиз Трасс на конференции консерваторов

Такого гигантского отрицательного рейтинга не было, как подчеркивают аналитики института изучения общественного мнения, ни у Бориса Джонсона, ни у Джереми Корбина. Среди всех опрошенных британцев лишь 14% оценивают Лиз Трасс положительно и 73% – отрицательно. При этом, из тех, кто голосовал за консерваторов, только 30% одобряют ее кандидатуру. Большинство тех, кто ранее поддерживал Лиз Трасс, теперь отвернулись от нее. 

И для партии, и для премьер-министра отрицательный рейтинг – это очень серьезный звонок. Разговоры о том, что новый лидер тянет консерваторов вниз (и стоит ли устроить новые выборы, пока не поздно), уже начались. Кто-то из депутатов сформулировал дилемму так: оставаться с Лиз Трасс во главе означает смерть, но новые выборы сделают партию посмешищем.

Что же пошло не так? 

Верная своим обещаниям Лиз Трасс, а точнее министр финансов ее правительства Кваси Квартенг, оглашая 23 сентября «мини-бюджет», подтвердил намерение правительства снизить «налог для богатых» (отменить верхнюю 45% ставку для тех, чей годовой доход свыше 150.000 фунтов стерлингов). Лиз Трасс мотивировала решение снизить налоги тем, что это оживит экономику и привлечет вложения в страну. Но объявленный мини-бюджет имел эффект разорвавшейся бомбы: рынки не поверили в разумность шага, который увеличивал госдолг еще на десятки миллиардов. Да и многие консерваторы предупреждали, что партия, следуя этой экономической стратегии, рискует проиграть следующие парламентские выборы. Фунт стерлингов упал по отношению к доллару до рекордно низкого уровня, однако после вмешательства Банка Англии несколько отыграл позиции. 

Фото: PA

В минувшие выходные, накануне конференции партии тори, Лиз Трасс вместе со своим министром финансов решили всё же пойти на уступки и отменить снижение  верхней шкалы налога в 45%. В результате премьер-министр оказалась между двух огней: со стороны тех, кто критиковал ее за резкий разворот и отказ от снижения налога, и тех, кто критикует ее за непоследовательность и недостаточно радикальные меры помощи населению накануне тяжелой зимы.

Партийные конференции традиционно проводятся, чтобы продемонстрировать  солидарность партийных рядов, внушить оптимизм и веру в правильность выбранного курса. Однако  для Лиз Трасс ее первая партийная конференция оказалась не столь удачной. Раздоры и дискуссии касались не только принятых, но и отмененных решений. 

Разногласия среди партийцев и даже членов правительства привели к решению увязать рост пособий с ростом заработных плат, а не с уровнем инфляции. Министр торговли Кеми Баденох позволила себе не согласиться с премьер-министром. В ответ глава Хоум-офис Суэлла Браверман даже начала рассуждать о «заговоре» против премьер-министра. 

Лиз Трасс попыталась сгладить разногласия и сплотить партийные ряды своей заключительной речью в последний день конференции. Выступление было боевым и более удачным, чем предыдущие. Она старалась внушить оптимизм и веру в правильность своих решений. Её даже не сбил протест активистов Greenpeace, развернувших во время ее выступления плакат: «Кто за это голосовал?». «Любые перемены вызывают возражения», – парировала она и продолжала свое выступление. Но, правда такова, что впереди у Лиз Трасс большие проблемы. Она, как, впрочем, и ее предшественник Борис Джонсон, не обладает поддержкой парламентской фракции тори, так что проводить свои реформы через Парламент ей будет нелегко. 

Фото: PA

Участники конференции, конечно, часто прерывали выступление Трасс аплодисментами (так принято), но только ее обещание и впредь оказывать поддержку Украине и осуждать действия Путина вызвали настоящую овацию. 

О том, удалось ли премьер-министру убедить своих коллег, а, главное, электорат в том, что ее план по выводу страны из кризиса имеет шансы на успех, мы скоро узнаем из новых опросов.

Но главная проверка – парламентские выборы – конечно, впереди. Судя по тому, какой гигантский разрыв мы сейчас видим между теми, кто намерен голосовать за тори, и теми, кто собирается отдать предпочтение лейбористам (от 33 до 38 процентов в их пользу), консерваторов ждут нелегкие времена. И нет никакой гарантии, что партию тори на выборы поведет именно Лиз Трасс, а не кто-то другой.

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

«Осенью мы начинаем съемки». О чем говорили на встрече с Андреем Звягинцевым

В марте зрители увидели культовые работы режиссёра — фильмы «Левиафан», «Елена» и «Нелюбовь». Завершающим аккордом программы стала встреча…

23 часа ago

Камерное собрание подлинных шедевров. Почему стоит посмотреть выставку «От Гойи к импрессионизму» в Лондоне

Вряд ли бы я настолько погрузилась в историю коллекции, не попроси Люба Галкина прогуляться вместе…

2 дня ago

Дополнительный показ. Премьера фильма «Пророк. История Александра Пушкина» в Лондоне

Когда: 24 апреля, 19:00Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough St, London W1F 7HL Фильм молодого…

3 дня ago

Дмитрий Крымов в Лондоне. 12 вопросов от Сергея Николаевича

В конце марта Крымов вместе с женой Инной приехали в Лондон, чтобы открыть свою театральную…

3 дня ago

Уголовные иллюзии и прочие пагубные привычки. О чем стоит знать, чтобы оставаться в безопасности

Иллюзия первая: «С Дона выдачи нет!» «В Россию сейчас не выдают». Такие слова мы слышим…

4 дня ago

Чем заняться в Лондоне в апреле: афиша «Зимы»

Ed Atkins Когда: 2 апреля – 25 августаГде: Tate Britain is Millbank, London, SW1P 4RGЗапланировать…

5 дней ago