Иерихонский череп – наверное, один из самых пугающих, но, в то же время, интригующих артефактов Эшмола. В музее действительно можно увидеть настоящий череп человека, который жил более 7000 лет назад. Кстати, это еще и один из самых древних экспонатов во всем музее.
Если присмотреться, то можно заметить, что череп обмазан … глиной. Долгое время ученые спорили, зачем это было нужно, и пришли к выводу, что, скорее всего, при помощи такого способа во многих государствах на Ближнем Востоке создавали глиняные маски умерших. Звучит довольно ужасающе, однако на самом деле все имеет разумное объяснение: после смерти череп отделяли от тела погребенного, обмазывали слоем мягкой глины, и уже потом снимали слепок для того, чтобы сделать посмертную маску. На место глазниц принято было вставлять ракушки – тут экспонат Джерико не исключение. Говорят, что череп даже могли раскрасить или нанести на него узор, чтобы в будущем было проще узнать, кому он принадлежал.
Музей можно назвать своего рода сокровищницей, внутри которой хранится великое множество «осколков» разных времен и цивилизаций; Древний Египет – одна из наиболее исследуемых и любимых многими историками эпох – тоже обязательно встретится вам в стенах Эшмола.
Жемчужиной галереи Древнего Египта являются две известняковые статуи бога плодородия Мина – одного из главных и наиболее почитаемых египтянами духов. Скульптуры, сделанные размером в человеческий рост в период Палеолита, были найдены в конце XIX столетия в городе Коптос на восточном берегу Нила известным британским археологом Флиндерсом Питри. Несколько позднее статуи Мина были переданы музею вместе со многими другими артефактами, найденными Питри за долгие годы раскопок. Они же сделали древнеегипетскую коллекцию Эшмола одной из крупнейших в мире.
Один из интереснейших экземпляров периода колонизации Северной Америки британцами в начале XVII века – мантия Похатан. Сам из себя экспонат представляет несколько оленьих шкур, сшитых вместе североамериканскими индейцами. Все изделие украшено вышивкой ручной работы из ракушек.
В глаза сразу бросается сюжет, во главе которого стоит человеческая фигура. Основных версий, кто это, существует две: или один из древних богов, или (большинство историков придерживаются именно этого варианта) вождь Поухатан – предводитель индейских племен, которые проживали на территории современного штата Виргиния. Рядом с предполагаемым вождем индейцев вышиты фигуры волка и оленя, а также более 30 небольших кругов: скорее всего, они обозначали места поселений коренных индейцев в том регионе.
Кстати, именно Поухатан был отцом знаменитой Покахонтас – индейской принцессы, которая вышла замуж за одного из британских поселенцев и сыграла важную роль в налаживании дипломатических отношений между аборигенами Америки и Англией.
Пожалуй, одна из самых известных археологических находок в Британии во все времена. Экспонат предположительно датируется концом IX века. Он был изготовлен по приказу саксонского короля Альфреда Великого, о чем и свидетельствует выгравированная на украшении надпись: AELFRED MEC HENTGEWYRCAN (в переводе – «Альфред приказал меня сделать»).
Изделие сделано из золота и перегородчатой эмали (она же – клуазоне), которая считается одним из самых красивых и в то же время сложных видов ювелирного мастерства. В центре украшения изображен таинственный образ мужчины, отделанный сверху горным хрусталем – кто это, историки гадают до сих пор.
Однако главной загадкой экспоната на протяжении веков остается его предназначение. После многочисленных споров, ученые пришли к выводу, что украшение использовалось в качестве указки, которой обычно водили по строкам книг во время чтения.
Возможно, это не самая знаковая картина периода раннего итальянского Возрождения, но на нее однозначно стоит взглянуть хотя бы из-за блестяще выстроенной композиции.
Сам Паоло ди Доно (больше известный под псевдонимом Паоло Уччелло), итальянский живописец и дизайнер, в первую очередь оставил след в искусстве как один из основателей прямой перспективы. Доказательство тому – как раз его «Охота в лесу», посвященная одному из самых аристократических занятий эпохи Ренессанса и выполненная на заказ для знатного дома того времени.
Все герои полотна – многочисленные охотники – кажется, направляются в чащу леса в погоне за диким зверем. Туда же стремятся гончие псы, в ту же сторону направлены и копья всадников, и поваленные стволы деревьев. В результате, художник приковывает взгляд смотрящего к одной-единственной невидимой точке в глубине леса, где и должна потенциально скрываться добыча.
Наряду с богатейшей коллекцией экспонатов античного мира, музей Эшмола может похвастаться обширным собранием живописи. На сегодняшний день именно здесь находится, например, самая большая коллекция прерафаэлитов, а также – импрессионистов: Моне и Мане, Ван Гога и Ренуара, а также работы одного из основателей течения Камиля Писсарро.
Гуляя по залам музея, обязательно обратите внимание на его картину «Вид из моего окна». Художник изобразил на холсте утопающую деревню на севере Франции, где жил и работал несколько лет в середине 1880-х годов. Полотно играет знаковую роль как в творчестве мастера, так и в истории развития живописи.
Дело в том, что эта картина – одна из первых и немногих, написанных Писсарро в технике чистого пуантилизма – метода с использованием небольших мазков округлой формы, напоминающих пятна или точки. Именно в эти годы автор решает кардинально отойти от импрессионизма и попробовать нечто новое: так и родился стиль, который сделал полотна автора похожими на фрески или мозаики при близком рассмотрении. Правда, сам художник остался недоволен первой версией картины, а потому переписал ее и датировал двумя годами позже изначальной даты. Стоит признать, что даже вторая попытка не понравилась Писсарро: спустя пару лет мастер вновь вернулся к уже привычному для него импрессионизму, которому остался верен до конца жизни.
Если вы уже изучили всю коллекцию импрессионизма в музее, обязательно обратите внимание на английскую живопись, а в особенности – на работы Уильяма Тернера. Для многих он, в первую очередь, знаменит как маринист, однако живописец был мастером пейзажей, в том числе и городских. Картина «Хай-стрит, Оксфорд» (1810) в музее – тому доказательство.
Интересно, что идея написать одну из главных улиц города возникла у него случайно: изначально Тернер создал два акварельных пейзажа, которые должны были украсить «Оксфордский альманах» – ежегодный университетский календарь. Однако работы стали настолько успешными, а сам автор так вдохновился в процессе их создания, что местный торговец печатной продукцией заказал у художника две похожих картины, одной из которых и стала «Хай-стрит, Оксфорд». Если судить по сохранившейся переписке Тернера с заказчиком, то сначала мастер полностью изобразил улицу, а уже после «добавлял» на холст людей: местных жителей, священников, преподавателей университета.
Примечательно и то, что сам Тернер – обычно крайне критичный к своему творчеству – остался доволен картиной. Позднее, в 1830-е годы, когда художник выбирал места в Оксфорде для создания своей серии акварельных работ, он намеренно отказался от идеи вновь изображать Хай-стрит: художник признавал, что не сможет написать этот пейзаж столь же хорошо еще раз.
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…