Цитата Джонсона оказалась одной из самых ярких, поэтому не удивительно, что журналисты сразу же ее подхватили, а Кремль – опроверг. В третьей серии, которая называется «Опасный путь», Борис Джонсон рассказывает, как сразу же по возвращении из Киева, накануне российского вторжения, у него состоялся длинный телефонный разговор с Владимиром Путиным, в котором он пытался предостеречь российского лидера от вторжения. На это Путин, как вспоминает Джонсон, ответил: «Борис, я не желаю тебе зла, но с ракетой это займет всего минуту». Бывший премьер-министр не настаивает на том, что это точная цитата, добавляя, «или что-то в этом духе».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков категорически опроверг заявление Бориса Джонсона. Хотя непонятно, почему приведенная цитата вызвала такую резкую реакцию. Угроза применить ядерное оружие звучала не только в том телефонном разговоре. «Кто бы ни пытался помешать нам, а тем более, создать угрозы, ответ России будет незамедлительным и приведет к таким последствиям, с которыми вы в своей истории никогда не сталкивались», во всеуслышание заявил Путин в одном из своих публичных выступлений.
Фильм «Путин против Запада» — о том, что привело к вторжению России в Украину и как западные страны пытались этому помешать.
Как и все документальные фильмы, сделанные по заказу Би-Би-Си известным продюсером Нормой Перси и телекомпанией Брук Лэппинг, он включает в себя интервью с непосредственными участниками событий и переговоров. Мировые лидеры рассказывают не только о том, как проходила официальная часть переговоров, но и о «закулисье» встреч, о том, что не вошло в официальные хроники. И, конечно, их рассказы сопровождаются видео хроникой событий, о которых идет речь.
Первое, что бросается в глаза – это то, что о событиях последнего десятилетия рассказывают только лидеры и представители западных стран, Украины и международных организаций, а за российскую сторону «отдувается» лишь Андрей Келин, посол России в Великобритании, которому, впрочем, рассказать нечего, поскольку он в переговорах и событиях, о которых идет речь, не участвовал, а в фильме просто пытался защитить российскую позицию. Я точно знаю, что создатели ленты пытались дать слово «другой» стороне, как это обычно делается, но никто из официальных лиц на контакт не пошел.
Примечательно, что о событиях последнего десятилетия рассказывают только лидеры и представители западных стран, Украины и международных организаций, а за российскую сторону «отдувается» лишь Андрей Келин, посол России в Великобритании, которому, впрочем, рассказать нечего, поскольку он в переговорах и событиях, о которых идет речь, не участвовал, а в фильме просто пытался защитить российскую позицию. Я точно знаю, что создатели ленты хотели дать слово «другой» стороне, как это обычно делается, но никто из официальных лиц на контакт не пошел.
Путин и Лавров, конечно, в фильме фигурируют, но только на архивных кадрах: мы слышим их воинственные заявления и выступления на международных переговорах, видим, как постепенно меняется риторика, которая поначалу убаюкивает Запад, но с каждым годом становится всё более агрессивной. Как вспоминает в фильме президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Барросо, в последнее время Лавров во время разговора буквально «рычит» в лицо, отрицая очевидные факты.
Глядя на архивные кадры Путина, поражает то, как он изменился внешне – из живого и вполне подтянутого он превратился в человека с одутловатым лицом. На себя прежнего он совсем не похож. В отличие от внешности, взгляды Путина, в особенности касающиеся Украины, за последнее десятилетие ничуть не изменились.
Жозе Мануэль Барросо считает, что главная проблема «в том, что Путин всегда считал Украину порождением ЦРУ и Европейской комиссии». «Он мне так и сказал: «Почему вы защищаете Украину? Украина – это искусственное образование, созданное другими», — вспоминает президент Еврокомиссии в первой серии фильма, которую авторы назвали «My Backyard», что можно перевести приблизительно, как «Моя песочница». Понятно, что Путин всегда считал Украину собственной «песочницей» и пытался навести там свой порядок.
Фильм начинается кадрами с Майдана, когда после отказа Януковича подписать соглашение о партнерстве Украины с ЕС, митинг протеста перешел в кровавое противостояние. На фоне побоища, которое устроили бойцы Беркута, и горящих покрышек прилетевшие в Киев руководители ЕС пытались уговорить Януковича подписать соглашения и остановить бойню. О том, как напряженно шли переговоры с бывшим президентом Украины, рассказывает их непосредственный участник – президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. «Конечно, Путин давил на Януковича. Тот уходил куда-то звонить, он явно советовался, но не признавался, что звонил Путину, хотя его помощник это нам подтвердил. Янукович вначале обещал подписать соглашение, потом шел на попятный. Он явно тянул время, а в конце концов, получив от Путина 15 млрд. долларов, бежал вместе со своим правительством».
Из рассказов героев фильма становится очевидным, как попытки представителей западных стран договориться о чем-то с Путиным натыкались на всевозможные препятствия, отговорки и прямую ложь.
Вторая серия посвящена тому, как переговоры с Россией о влиянии на Асада сорвались, и Путин неожиданно для Запада совершил военное вмешательство в Сирии. Борис Джонсон вспоминает, как западные лидеры поначалу пытались заручиться поддержкой российского лидера: «Путин — очень хитрый и расчетливый политик, трудно было найти способ его сдержать».
Многие герои фильма, которые в ходе переговоров пытались урезонить или уличить Путина, отмечают его привычку лгать в лицо. Он придерживается принципа «Отрицай и ври» (deny and lie), замечают они, вспоминая, например, как на большой конференции Путин цинично предлагал всевозможные объяснения, вроде тех, что военные «были в отпуске», или что «они просто заблудились», когда украинские делегаты заявляли, что Украина взяла в плен десятки российских солдат на своей территории. В другой раз, когда он отрицал, что российские военные проникли и оккупировали восточную часть Украины, даже Ангела Меркель, как рассказывает очевидец разговора, одернула Путина: «Не валяй дурака». Сам же Путин считал, что обманывают как раз его.
Владимир Зеленский вспоминает такой разговор с Путиным: «При обсуждении Минских соглашений, Путин мне сказал: «Как мы можем быть уверены, что вы будете соблюдать условия?». Я: «Я вам обещаю, я никогда не обманываю. Не вру». На что Путин ответил: «Я не верю вам, что вы никогда не врете».
Похожую историю вспоминают участники переговоров по Сирии. Когда Путина упрекали в том, что российская авиация бомбит гражданские объекты в Алеппо, включая больницы, он утверждал, что там укрывались чеченские террористы. Сейчас, после уничтожения гражданских объектов и убийства мирных жителей в Украине, это уже, увы, звучит привычно, но тогда западные лидеры были шокированы цинизмом российского лидера.
Есть в фильме и интересные «закулисные» истории. Франсуа Олланд, бывший президент Франции, рассказывает, что во время очередных минских переговоров, когда представители западных стран пытались срочно договориться о перемирии, Ангела Меркель предложила отказаться от официального обеда, дабы не терять время. Вместо этого все собрались в уголке зала и продолжали переговоры, закусывая «не слишком свежими бутербродами». Кстати, тогда удалось остановить кровопролитные бои за Дебальцево.
Зато другие важные переговоры по Украине пришлось свернуть, потому что встреча затянулась, а впереди предстоял обед с участием королевы Елизаветы II (а на обед с королевой, как известно, опаздывать нельзя). Та встреча предполагала личное общение российского и украинского лидеров, но из-за обеда она оказалась очень короткой и ни к чему не привела.
Как признают в фильме участники переговоров, вина за то, что произошло, лежит в большой степени на Западе. «Я считаю, что мы, Запад, виноваты в том, что уступили ему, поддались на запугивание с его стороны», – признается Даля Грибаускайте, тогдашний президент Литвы.
Франсуа Олланд предупреждает: «Если мы не даем жесткий отпор в начале, впоследствии нам приходится бить жестче».
Мы дожили до этого «впоследствии». Запад, наконец, объединился и уже не поддается угрозам со стороны России. Будем надеяться, что это случилось не слишком поздно и у захватывающего документального телесериала «Путин против Запада», который смотрится как триллер, будет счастливый конец.
Но уже в следующих сериях, которые пока не сняты.
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…