Прошло уже два года со скандала, получившего название «пати-гейт», но история о том, как члены правительства и его глава Борис Джонсон нарушали законы локдауна, написанные ими же, так и не закончена.
Публикация «промежуточного» отчета парламентской комиссии по привилегиям, которая должна вынести свой вердикт о том, вводил ли Борис Джонсон Парламент в заблуждение сознательно, заявляя, что он не нарушал правил локдауна, уже вызвала волну слухов и домыслов. Пока что члены комиссии считают, что некоторые факты указывают на то, что Джонсон, будучи премьер-министром, соврал, заявив 8 декабря 2021 года, что никакие правила локдауна на Даунинг-стрит нарушены не были. Окончательные результаты расследования должны решить дальнейшую политическую судьбу Бориса Джонсона: если комиссия, выслушав свидетельские показания, воспоминания членов администрации, Парламента и ответы бывшего премьера, сочтет, что он сознательно говорил неправду, то ему грозит лишение мандата, а в округе, от которого он избирался, объявят дополнительные выборы.
Джонсон опровергает слухи о том, что он хотел бы снова возглавить правительство, но это станет серьезным ударом по его политическим амбициям. По сей день он отрицает тот факт, что ввел Парламент в заблуждение, и уверен, что выводы комиссии будут в его пользу. Отвечать перед ней Джонсону предстоит 20 марта.
Другой скандал тоже возвращает нас к «пати-гейт» и к знаменитому «отчету Сью Грей». В документе, который должен был дать окончательный вердикт, кто из членов правительства и администрации не соблюдал правила локдауна, были собраны фотографии, полицейские рапорты и показания, перечислены все случаи нарушений, в том числе, со стороны бывшего премьера Бориса Джонсона и нынешнего – Риши Сунака. На их основе госслужащая Сью Грей вынесла заключения, которые сводились к тому, что нарушения действительно имели место.
Сегодня имя Сью Грей снова всплыло, но уже в совершенно другом контексте. Лидер лейбористов Кир Стармер объявил, что намерен назначить ее главой администрации. Надо сказать, что государственные служащие по традиции работают в правительствах, независимо от того, какая партия возглавляет кабинет министров, оставаясь и после ее смены. Они славятся своей политической не ангажированностью, но Сью Грей – не просто госслужащий. Она имела самый высокий ранг постоянного секретаря и советника по вопросам этики. Согласившись принять предложение Стармера, Грей не только продемонстрировала, что у нее есть партийные предпочтения, но и дала Борису Джонсону повод заявить, что, работая над своим отчетом, она не соблюдала необходимой объективности и подыгрывала лидеру лейбористов.
И хотя известно, что Сью Грей лишь собрала имеющиеся свидетельства и факты, это назначение вызывает удивление и у наблюдателей. Понятно, что Стармер думает о победе на выборах и о формировании своего правительства (по опросам на конец февраля, отрыв лейбористов составлял около 20%), но до выборов остается еще примерно полтора года, и не совсем понятно, почему лидер лейбористов решил объявить об этом неожиданном назначении именно сейчас.
Зато еще один скандал, связанный вновь с Борисом Джонсоном, а точнее, со списком кандидатов на рыцарское звание, который он собирается представить по случаю своей отставки (так принято), многие объясняют как раз тем, что он разразился именно сейчас.
В список из примерно ста человек бывший премьер, непонятно за какие заслуги, включил своего папу Стэнли Джонсона. Этот странный поступок снова напомнил о том, как пару лет назад он рекомендовал в Палату лордов своего брата Джо Джонсона, а также друга Евгения Лебедева. Оба они стали лордами, хотя никаких сведений об их активности сегодня нет.
Нынешний документ должен быть проверен в «секретариате правительственного офиса по назначениям и наградам», а затем одобрен королем. Вряд ли кандидатура Стэнли Джонсона получит поддержку, но многие наблюдатели подозревают Бориса в том, что он намеренно огласил эту информацию, чтобы отвлечь публику от разговоров о нависшей над ним угрозе потерять место в Парламенте, если комиссия по привилегиям признает, что он вводил его в заблуждение и врал с высокой трибуны.
Еще одно напоминание о локдауне. На прошлой неделе разразился, пожалуй, самый громкий скандал, связанный с пандемией. Газета Daily Telegraph опубликовала больше ста тысяч сообщений в WhatsApp из переписки бывшего министра здравоохранения Матта Хэнкока (помните, он прославился тем, что во время локдауна был пойман на камеру обнимающим свою помощницу в кабинете) с другими политиками во время пандемии. Переписку газете слила журналистка Изабел Оакшотт, которая помогала Хэнкоку писать книгу воспоминаний после того, как ему пришлось уйти с поста.
Слив переписки, которую бывший министр доверил ей для работы над книгой, оставим на совести журналистки. И хотя Изабел утверждает, что она сделала это для общественного блага, газета ей явно неплохо заплатила. Как бы то ни было, переписка демонстрирует, с каким цинизмом некоторые политики писали о мерах безопасности во время локдауна, о преступных ошибках, совершенных в самом начале пандемии, в результате которых умерли тысячи больных, в особенности в домах престарелых… Министрам еще придется отвечать за то, что было и не было сделано для борьбы с ковидом, так как комиссия по расследованию продолжает работу, но, судя по переписке, некоторым чиновникам придется скоро уйти в отставку. Один из них, например, со злорадством писал, как представляет себе выражение лиц пассажиров бизнес-класса, которым придется отправиться в карантин в паршивую гостиницу сразу по прилете. А Матт Хэнкок обсуждал с «коллегами», как заставить людей соблюдать правила изоляции: «Надо напугать их до смерти новым штаммом ковида!», – предлагал бывший глава министерства, настаивая на том, чтобы в обязательной изоляции народ убеждали представители власти на местах, а не «федеральные политики, вроде Джонсона, которому никто не верит»…
Боюсь, что после того, как нам приоткрыли «кухню» принятия решений в правительстве, цинизм, с которым политики относятся к тем, кого эти решения касаются, мы перестанем верить не только Борису Джонсону. И это правильно, вне зависимости от того, что журналистка, слившая переписку, обманула доверие министра, с которым она работала. Мы должны знать, кого мы выбираем, во избежание новых ошибок.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…