Предстоящая коронация Карла III – это пятая королевская церемония, свидетелем которой я стану. Правда, очно я наблюдала красочную процессию по случаю свадьбы принца Чарльза и принцессы Дианы лишь из окна пятого этажа Буш Хауса, где тогда располагалось иновещание Би-Би-Си. Это было незабываемо.
Все остальные – свадьбу Гарри и Меган, платиновый юбилей Елизаветы и, наконец, ее похороны, как и сотни миллионов зрителей во всем мире, я видела по телевизору. Посмотрю по телевизору и коронацию.
В нашем деревенском клубе наверняка будет самодеятельность под названием «Коронация» – так было и на следующий день после свадьбы Гарри и Меган, когда я лицезрела представление там же под названием «Свадьба». Было забавно: собравшиеся жители деревни напялили на себя самодельные маски, изображая членов королевской семьи, пили пиво и закусывали салатиками. Веселье было искренним, но среди веселящихся преобладало старшее поколение моих односельчан. Молодых лиц в клубе почти не было видно. Сельская молодежь не очень-то интересовалась.
Мои тогдашние наблюдения подтвердили и социологи: отношение к монархии зависит от возраста опрошенных. Около 80% тех, кому за 65, поддерживают институт монархии, в то время как лишь 36% молодых людей хотели бы сохранить монархию, а почти половина поддержали идею того, чтобы во главе страны стоял избранный политик.
Но так было не всегда. Социологи отмечают серьезное падение интереса к институту монархии среди молодежи. Например, ровно 10 лет назад 72% в возрастной группе 18-24 одобряли монархию, хотя в последующие годы поддержка постепенно падала. Однако к 2020 году сторонники и противники монархии среди молодежи разделились ровно пополам. Аналитики объясняют причины «разочарования» двумя событиями: историей с принцем Эндрю, которого обвинили в связях с несовершеннолетней, и его «провальным» интервью программе Би-Би-Си Newsnight и решением Гарри и Меган отойти от официальных обязанностей старших членов королевской семьи.
Споры о том, стоит ли государству, то есть нам, налогоплательщикам, оплачивать монархию, идут давно. На днях организация Republic, которая ратует за отмену монархии, посчитала, что все мероприятия, связанные с церемонией в этом году, в том числе, и охрана спокойствия в столице, на которую будет брошено тридцать тысяч полицейских, обойдется бюджету в 345 миллионов фунтов стерлингов. По последним опросам YouGov, 51% британцев не одобряют тот факт, что государство будет оплачивать коронацию.
Споры о том, во что обходится стране монархия, обострились еще после пышных похорон Елизаветы II, которые стоили бюджету миллионы фунтов стерлингов. Но, как следует из анализа Brand-Finance, монархия ежегодно приносит в британскую экономику 1,76 миллиардов фунтов стерлингов (цифры за 2017 год), в то время как для налогоплательщика расходы на нее составляют 1 пенс в день.
Доходы, которые приносит монархия в бюджет, – это и прямое, и не прямое влияние на разные виды промышленности: мерч, который покупают туристы со всего мира, знак качества на многих продуктах в виде королевского герба и надписи «поставляется королевскому двору», привлекающие покупателей, деньги, которые оставляют в стране туристы, которым как раз нравятся пышные церемонии и всё, что связано с королевским двором, и, наконец, «мягкая сила», которой обладала и которую успешно применяла Елизавета II на международном уровне.
Сможет ли Карл III не растерять то, что оставила ему мать? И вообще, каково будущее британской монархии? Надолго ли король останется главой Содружества, в которое входят почти все бывшие доминионы Британии?
70 лет назад Елизавета II была главой 32 государств. С тех пор всё больше стран, входивших в Содружество, его покидают. Последним в этом списке оказался Барбадос, ставший два года назад в результате голосования в парламенте республикой. Следующей может оказаться Ямайка, где ожидается референдум на эту тему.
Победивший недавно на выборах премьер-министр Австралии – республиканец, но пока он не торопится объявлять референдум, поскольку институт монархии там еще популярен. 60% австралийцев поддерживают монархию. Зато в странах Карибского бассейна, где британская монархия ассоциируется с колониализмом и работорговлей, обсуждается вероятность референдумов о признании Карла III королем. Так что в скором времени новый король может не досчитаться Ямайки, Багамских островов, Антигуа и Барбуда, а также Сент-Винсента и Гренадин. Белиз приступил к пересмотру своей конституции.
Предстоящая пышная церемония коронации должна отвлечь от проклятых вопросов: не устарел ли институт монархии в наши дни? Но споры на эту тему не закончатся, и очень многое будет зависеть от того, каким королем станет Карл.