Комментарии

Приговор детоубийце. Маша Слоним – о страшном деле медсестры Люси Летби

Кроме семи доказанных убийств, в ходе суда над Летби была также доказана ее вина в покушении на жизни еще шестерых младенцев. Еще по шести эпизодам присяжные не смогли вынести вердикт. Впрочем, жертв медсестры-убийцы может быть и гораздо больше. Сейчас полиция расследует огромное число необъяснимых смертей за более чем 3 года, что Люси Летби работала в больнице Честера. 

Теперь уже известно, что в 2015 году, когда Летби начала работать в отделении новорожденных, смертность среди младенцев резко возросла. Свое первое убийство она совершила 8 июня 2015 года, через полтора часа после того, как заступила на ночную смену.

Некоторые коллеги Летби заподозрили неладное после трех первых подозрительных смертей: во всех случаях в момент гибели детей Люси была на дежурстве. Однако администрация больницы не придала значения предупреждениям и даже заставила коллег извиниться перед ней.

Обещания руководства больницы провести внутреннее расследование закончились ничем. Через несколько месяцев умерло еще 4 младенца и, изучив расписание дежурств, стало очевидно, что дети умерли в смены, когда работала Летби.

К февралю следующего года (2016 года) умерли еще 10 младенцев, после чего коллеги снова обратились к руководству больницы с просьбой срочно провести внутреннее расследование. Они обратили внимание администрации на то, что простое изучение расписания дежурств указывало на неоспоримый факт: дети умирали во время смены Люси.Обеспокоенные коллеги не получали ответа от администрации целых 3 месяца, а затем обещание больницы провести расследование окончилось ничем.

Несмотря на то, что сотрудники больницы били тревогу, в администрации как будто не замечали того факта, что по непонятным причинам умерло уже 13 младенцев! И только в мае следующего года (2017), почти через 2 года после первых необъяснимых смертей, под давлением озабоченного медперсонала больницы руководство обратилось в полицию. К моменту ареста (июль 2018 года) Люси еще работала в системе здравоохранения в качестве клерка, не имея доступа к детям.

Даже читать подробности этой чудовищной трагедии страшно, а представить себе, каково родителям убитых детей, просто невозможно. Люси Летби убивала новорождённых, вводя им воздух с помощью шприца, колола их инсулином и перекармливала.

«Люси Летби, никакой приговор не компенсирует той мучительной агонии, которую мы пережили в результате твоих деяний», — сказала до оглашения вердикта мать младенца С (так он фигурирует в материалах дела), убитого медсестрой.

Судья, оглашая приговор, обращался к Люси лично, но скамья подсудимых была пуста. Убийца не услышала ни слов судьи, ни родителей убитых ею детей. Убийца предпочла не появляться в зале суда во время оглашения приговора. Оказывается, у подсудимых есть такая опция, но сейчас обсуждается вопрос о том, что такую прерогативу в будущем следует отменить.

«Жизни новорожденных младенцев оборвались, едва начавшись, а жизни их родных навсегда разрушены. Мотивы твоих деяний известны тебе одной», — сказал судья Госс.

Судья выразил всеобщее недоумение по поводу мотивов убийств. В суде Люси не признала себя виновной, но, судя по записям в ее дневнике, который во время первого обыска обнаружили полицейские, она отдавала себе отчет в чудовищности своих поступков. 

  • «Я — олицетворение зла, я это сделала».
  • «Я не достойна жить. Я специально их убила, потому что не могу заботиться о них должным образом».
  • «Я ужасный человек».
  • «Я ненавижу себя. У меня нет слов. Я ужасная и каждый день плачу за это».

Судебная экспертиза признала Люси Летби вменяемой, а это означает, что защита не могла требовать освобождения ее от тюремного наказания, сославшись на невменяемость. Мне, да и многим обычным людям, трудно понять, как вменяемый человек может совершать такие жестокие и ничем не мотивированные убийства, однако критерии, которые применяют криминальные эксперты в определении невменяемости, таковы: 

«Доказать невменяемость можно, лишь подтвердив тот факт, что подсудимый в момент совершения преступления не отдавал себе отчет в своих поступках. Или, в том случае, если он не сознавал, что делает». 

Судя по дневниковым записям Люси Летбит, она прекрасно отдавала себе отчет в чудовищности своих поступков, но не могла остановиться.

Психологи и криминалисты давно пытаются объяснить феномен серийных убийц. На совести Люси Летбит таких убийств рекордное число. 

По мнению криминолога Дэвида Уилсона, который изучает поведение медицинских работников, убивавших своих пациентов, такие преступники испытывали потребность убивать еще до того, как начали работать в системе здравоохранения.

Кто-то объясняет поведение убийц-медиков, в том числе и Летби, желанием играть роль Бога. Такая версия похожа на правду: судя по развешенным по дому надписям, Люси хотела блистать. Сослуживцы рассказывают, что она принимала активное и демонстративное участие в реанимации младенцев, которых сама же попыталась убить.

Но главный вопрос, конечно, в том, почему так долго ей это сходило с рук? 

Смерти несчастных младенцев, конечно, на совести убийцы. Но и руководство больницы несет огромную ответственность за трагедию, так что его роль будет расследована, чтобы получить ответ на вопрос: как получилось, что из-за идиотских опасений за репутацию больницы, нежелания выносить сор из избы, было убито столько детей? Кстати, точного числа жертв никто до сих пор не знает. Сейчас полиция расследует тысячу медицинских дел в отделении новорожденных больницы имени графини Честерской, которые были зарегистрированы за три года работы там Люси Летби.

Я помню страшные сцены и фигуры печально-знаменитых серийных убийц и садистов в комнате ужасов «Музея мадам Тюссо». Люси Летби займет там достойное место. Лучше, конечно, чтобы это место вообще пустовало, но детей уже не вернешь, а их родители до конца жизни будут проклинать убийцу. 

Единственное, что сейчас можно сделать, – это провести тщательное расследование, причем, не частное, как предлагалось поначалу, а официальное, под эгидой правительства, чтобы подобная трагедия больше никогда не повторилась.

Маша Слоним

Мария Филлимор-Слоним – известный журналист: еще до распада СССР она работала в Русской службе «Би-Би-Си», позднее – на российском телевидении и радио. Внучка наркома иностранных дел СССР Максима Литвинова и английской писательницы Айви Лоу, вдова лорда Роберта Филлимора.

Новые статьи

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по историческим домам Англии

Дома с историей Замок Хивер (Hever Castle), Кент Где: Hever Rd, Hever, Edenbridge TN8 7NGЗапланировать свой визит можно…

1 день ago

Альфа и омега медицинского туризма: как Alfamedstar помогает своим клиентам

В 48 лет Эмилии поставили диагноз «снижения овариального резерва», но из-за ее возраста им отказались…

1 день ago

Лондонский кинофестиваль BFI 2024: программа

Не будучи событием, предназначенным только для критиков и VIP-персон, LFF остается самым доступным из всех крупных…

2 дня ago

Театральный гид по Лондону: сентябрь 2024

The Last Word Когда: с 5 до 21 сентябряГде: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, NW1…

3 дня ago

Что посмотреть и куда сходить в Сент-Олбансе: гид по городу

Захваченный римлянами в 43 году, Сент-Олбанс по сей день хранит римский дух. В этом необычном…

4 дня ago

Художник месяца журнала «Зима». Победитель августа — 742

Августовский победитель 742 — русский художник, который не называет своего имени. Он родился на Урале,…

5 дней ago