Представители NHS опасаются, что в результате беспрецедентной забастовки, в которой принимают участие тысячи врачей и ординаторов, более 100 тысяч запланированных операций будут отменены.
Все – и врачи-ординаторы, и доктора высшей категории требуют повышения заработной платы и отвергают предложения правительства. Ординаторы недовольны тем, что им предложено повышение на 8.8%, врачи – предложением повысить зарплату на 6%. Крупнейший профсоюз медиков (BMA) хотел бы, чтобы правительство восстановило зарплаты в системе NHS до уровня 2008 года в реальном исчислении, то есть, с учетом инфляции. Это означало бы повышение зарплат врачей-ординаторов на 35%. Врачи высшей категории готовы прекратить забастовку, если их базовая заработная плата будет повышена примерно на 12%.
Забастовки с требованиями повысить зарплаты проходят на фоне рекордных очередей в системе NHS. По последним данным, более 7,5 млн. пациентов в Англии ожидают плановые операции и процедуры, а к концу года это число станет еще выше.
Правительство, неоднократно обещавшее сократить сроки ожидания, в основном объясняет рост очередей забастовками. Врачи и медперсонал – нехваткой денег в NHS и низкими зарплатами. Вот, что рассказал мне принимающий участие в забастовках врач высшей категории Андрей Варвинский. «Дело в том, что всем работникам NHS в течение 14 лет не повышали зарплату, то есть не индексировали ее по уровню инфляции. До этого каждый год заработные платы повышались в соответствии с инфляцией. С 2008 года, когда случился «кредитный кризис», нас попросили подождать годик. Потом — два, три, четыре. С тех пор – никакой индексации. По меркам 2009 года мы сейчас получаем на 35% меньше, чем должны бы».
По словам Андрея, правительство пытается настроить людей против медиков, сваливая вину на них: «Речь идет о недофинансировании NHS. Нет капитального финансирования, нет ремонта зданий, недостаточно инвестиций в строительство новых корпусов. Условия работы во многих отделениях NHS все хуже. Когда я впервые пришел работать 21 год назад, у нас у каждого врача были кабинеты на двоих, на троих, потом все это убрали, комнаты дежурного врача убрали, где можно было отдохнуть в свободные минуты, отовсюду убрали».
Кто же мучается в очереди на операцию?
Около миллиона человек ждут приглашения на операцию по замене суставов — тазобедренных, коленных и других ортопедических операций. Многие ждут по два года и дольше, хотя, согласно уставу NHS, срок ожидания таких операций не должен превышать полутора лет. Как человек, который довольно долго стоял в очереди на операцию по замене тазобедренного сустава, могу сказать, что это очень болезненное ожидание.
Более полумиллиона ждут консультаций с окулистом, теряя за время ожидания зрение. Более полумиллиона женщин ожидают приема гинеколога. Столько же – в очереди на прием отоларинголога. Не всем им понадобится операция. Но и просто консультаций специалиста и определения диагноза приходится ждать подолгу.
До недавних забастовок причин называлось несколько. Самая распространенная – это пандемия, которая действительно затормозила работу NHS. Но и за 10 лет до пандемии очередь на плановые операции постепенно росла. Готовя эту заметку, я наткнулась на газетную статью десятилетней давности. Заголовок гласил: «Можем ли мы позволить себе бесплатную медицину?», из чего можно сделать вывод, что не всё было в порядке и тогда. Однако, в результате пандемии, за чуть более чем два года, очередь выросла на 3 миллиона.
Ну, а дальше – эффект домино – и забастовки, и нехватка медперсонала сделали свое дело: всё больше операций отменялось, всё длиннее становилась очередь. Как показывает статистика, начиная с марта этого года, когда забастовки медперсонала участились, очередь на операции и процедуры действительно стала расти. Но она росла и до этой весны, и главная причина, как отмечают все, – хроническое недофинансирование и разросшаяся бюрократия.
В больницах не хватает коек – не физических кроватей, как таковых, а медсестер и нянечек, то есть, младшего медперсонала, которые бы обслуживали пациентов после операции. В настоящий момент насчитывается около 41 тысячи вакансий среди медсестер. Но цифра еще страшнее, если посмотреть, сколько имеется вакансий во всей системе NHS, включая врачей и другой медперсонал: 112 тысяч. Правда, в декабре 2022 года общее число вакансий было 130 тысяч, так что какие-то улучшения наблюдаются.
Привлечь в систему NHS новые кадры удалось за счет найма персонала из-за рубежа, но врачи, требуя повышения зарплаты, как раз ссылаются на низкие, по сравнению с некоторыми соседними странами, зарплаты, и объясняют отток квалифицированных врачей тем, что многие уезжают в англоязычные страны, где зарплата выше, чем в Великобритании – например, в Ирландии.
По словам Андрея Варвинского, тысячи врачей просто забирают свою пенсию, уезжают из страны или бросают работу: «Самое главное – это даже не повышение заработной платы, тут еще очень несправедливая пенсионная система для врачей. Ты платишь не только подоходный налог, но и налог с пенсионных отчислений, а чем больше твоя выслуга лет, тем выше пенсионные отчисления, с которых ты вынужден платить налог, хочешь ты эти отчисления делать, или нет. Вот эту систему надо менять, чтобы врачи тысячами, я не преувеличиваю, тысячами не покидали бы NHS и страну. Статистика за 2022: свою регистрацию в GMC сдали 10 тысяч врачей! Часть ушли на пенсию, часть уехали и страна лишилась 10 тысяч врачей! Никакой приток иностранных специалистов не может восполнить такую потерю быстро!»
В попытке сократить время ожидания медицинских процедур и диагностики, правительство собирается открыть в Англии 13 новых диагностических центров, причем, более половины из них будут обслуживаться частным сектором. Для пациентов NHS все услуги в этих центрах будут бесплатны.
Создание таких центров может слегка сократить огромную очередь на тесты и процедуры, но отнюдь не всех эта новость успокаивает. На днях стало известно, что сейчас каждый шестой обращается к услугам частной медицины, и, если так и дальше пойдет, то к частникам перейдут миллионы британских пациентов.
Более четверти оплатили операции сами, не дождавшись услуг бесплатной медицины, более полумиллиона воспользовались частной медицинской страховкой. Многие, и в их числе я, наслушавшись рассказов друзей и родных о мучительном ожидании необходимых операций и тестов, бросились ее покупать.
СТАНЕТ ЛИ СО ВРЕМЕНЕМ ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА «НОВОЙ НОРМОЙ»?
Вполне вероятно, что и NHS в конце концов придется перейти на смешанную форму финансирования. Судя по некоторой информации, это уже происходит. Но, по мнению практикующего врача Андрея Варвинского, не совсем честно. «Процесс ползучей приватизации идет давно, – объясняет он. – Мы считаем, что такая приватизация отдается на откуп всяким «друзьям» правительства. Например, есть компании, которые готовы уменьшить лист ожидания, которые предлагают работу и врачам, и медсестрам в субботу и в воскресенье. Эти компании привозят в больницы свой персонал и предлагают работу врачам тех больниц, у которых они арендуют операционные, платят им двойной или даже больше гонорар, в зависимости от уровня квалификации. Это всё частные компании, Те, кому эти компании принадлежат, зарабатывают неплохие деньги. Если бы нам наши больницы платили бы столько или даже меньше и предлагали работать в выходные, мы бы согласились. А NHS и, в конечном итоге налогоплательщики, потратили бы меньше средств».
Через 25 лет NHS должно исполниться 100 лет, однако, в последнее время появились подозрения, что гордость и священная корова британцев может просто не дотянуть до своего столетия.
Мы с NHS — почти ровесники, родились после Второй Мировой войны. Про себя я знаю, что скорее всего не доживу до 100 лет и не получу поздравительную открытку от короля. Но, если моя смерть станет трагедией лишь для моей семьи и друзей, то гибель NHS разочарует миллионы тех, кто так долго верил в возможность «медицины для всех».
Разговоры о приватизации NHS — анафема для очень многих, и любые слухи о такой возможности страстно опровергаются, ведь тогда она уже не сможет называться Национальной медицинской службой, а станет чем-то другим. Не бесплатной для всех, но более эффективной.
Как отмечает Андрей Зорин, «Покровские ворота» – это самая «интимная» пьеса Леонида Зорина, потому что…
Имея диагноз клинической депрессии и биполярного расстройства, Алиса фокусируется на теме трансформации творчества и личности…
«Субстанция», The Substance В попытке обрести утраченную молодость 60-летняя ведущая фитнес-шоу «активирует себя» препаратом «Субстанция» –…
Немного истории Bonfire Night — один из самых ярких и известных британских народных праздников, который…
Одним из самых ожидаемых изменений является корректировка ставок Capital Gains Tax (CGT). Нижняя ставка CGT…
Heavy Water: Artwin в Frieze No. 9 Где: Artwin Gallery в No. 9 Cork Street,…