Грейс корт, Оксфордшир (Greys court, Oxfordshire)
«Драгоценность», «диковинка», «старинная шкатулка» — каких только эпитетов не удостаивался этот удивительный сад. Обнесённый кирпичной стеной, он разделен на несколько «садов в саду» — розовый, белый, кухонный и даже вишневый (но не чеховский!). Пространство здесь кажется удивительно насыщенным, а каждый уголок наполнен прекрасными цветами и хранит небольшие секреты, которые стоит обнаружить и разгадать. Причудливой формы деревья, прихотью садовников загнутые в арки-короны. Увитые плющом стены с кованным кружевом невысоких калиток — приходится наклоняться, чтобы зайти в таинственное пространство за дверью. Нежно-лиловые своды из глициний, которые в этом году зацвели позже обычного. И наконец, живописные Чилтернские холмы вокруг — пастораль с пасущимися среди изумрудной травы овечками, превращающие Грейс-корт в чарующее видение ренессансной Аркадии.
Конец мая и июнь — время цветения роз и ирисов. Именно ради них многие приезжают в поместье, славящегося своим розарием. Королева цветов сыграла особую роль и в его истории: Генрих VIII подарил Грейс-корт в 1514 сэру Роберту Ноллису. Взамен Ноллис обязался вносить ежегодно, в день летнего солнцестояния, символическую плату — одну алую розу. Его сын сэр Фрэнсис стал тайным советником Елизаветы I и, по слухам, был прототипом шекспировского Мальволио. А три поколения дерзких рыжеволосых женщин — две Летиции и Екатерина, жена Роберта, его дочь и внучка, прославили поместье не только своей красотой, но и дерзкой предприимчивостью.
Грейс-корт кажется воплощением «merry England» эпохи Тюдоров. Однако сад в его нынешнем виде был создан уже в 20 веке новыми владельцами, четой Брюннеров, бывших друзьями одной из основательниц National Trust — Октавии Хилл. Лабиринт из дерна так и вовсе появился здесь в 1980 году — после речи архиепископа Кентерберийского о запутанной ситуации, в которой оказался наш мир и из которой мы все вместе ищем выход. А вот главный дом и правда тюдоровский по архитектуре. Немного суровый внешне, он совсем иной внутри — полный света и уюта, с воздушной лепниной 18 века. Не упустите возможность заехать в изящный городок Хенли-он-Темс неподалеку, знаменитый своей королевской регатой — она проходит в первое воскресенье июля.
Хидкот, Глостершир (Hidcote Manor, Gloucestershire)
Сокровище Котсуолда, сад в Хидкоте по праву считается одним из самых знаменитых в Англии. Эксперты неоднократно включали его в топ наиболее посещаемых, а Королевское садоводческое общество вручало ему награды. Причудливый по планировке, он был придуман в 1907 году американцем Лоуренсом Джонстоном, ставшим с годами британским гражданином и даже отслужившим в английской армии и тяжело раненым во время I мировой. Однако несколько избыточной регулярностью, тщательно подстриженными топиариями (фигурами из деревьев и кустов) и узором из переходящих друг в друга «садовых комнат» он чем-то напоминает французские сады Лазурного берега. Джонстон действительно переехал в Ментону в двадцатых, создав там еще один сад, Serre de la Madone. Однако он продолжал возвращаться в Хидкот, наслаждаясь своим первым детищем и мягким английским летом.
Сад в Хидкоте был заложен под влиянием британского художественного движения Искусств и Ремесел. И все же нет-нет, да и ожидаешь, что за двумя его осями, на которые нанизана большая часть «садовых залов», откроется вид на Средиземное море. Все зеленые комнаты имеют причудливые названия — здесь есть, например, «театральная лужайка» и «сад колонн». Ощущение «французскости» усиливается парными вазонами в античном духе и чайными беседками-газебо, выложенными керамической плиткой с утонченным рисунком из цветочных гирлянд и парусников. И все же это самый что ни на есть британский сад, с его нежной цветовой палитрой и разнообразием растений из коллекции Джонстона, который привез в Англию 65 новых ботанических видов (25 теперь названы именами его или Хидкота). А тщательно подстриженные деревья вдруг выводят к лугу с ромашками, овечками и котсуолдским холмистым пейзажем.
Главный дом в Хидкоте приятен на вид, но не поражает воображение ни архитектурой, ни интерьерами. Зато рядом с поместьем, буквально в трех минутах езды, находится Кифтсгейт (Kiftsgate Court Gardens), знаменитый своей коллекцией старых садовых роз и каскадными садами. А также множество деревень Котсуолда, круглый год манящие туристов.
Семьи, когда-то жившие в этих двух поместьях в шекспировском графстве Уорикшир, дружили, постоянно ходили друг к другу в гости и покупали у соседей мебель. Поэтому по двум очень разным, но расположенным совсем рядом садам есть смысл гулять в один и тот же день.
Пэквуд-хаус, Уорикшир (Packwood House, Warwickshire)
Несмотря на свое название, Пэквуд-хаус знаменит не домом — интересным, но довольно скромным, а уникальным топиарным тисовым парком. Он был заложен в 17 веке, но основная его часть была высажена уже в 19–20 веках. Согласно легенде, передаваемой из уст в уста садовниками, подстриженные деревья разных геометрических форм символизируют Нагорную проповедь: так, 12 самых крупных тисов — это «апостолы», а еще 4 в центре — «евангелисты». Ровные ряды деревьев-колонн кажутся мрачноватыми и как будто сошедшими с полотен Рене Магритта.
Однако британский архитектор и ландшафтный дизайнер Джеффри Джеллико считал Пэквуд квинтэссенцией именно английского сада — за отсутствие завершенности и единого плана, а также за легкий флёр мистицизма. А еще здесь можно полюбоваться не только на непременный розарий, но и на имитацию «дикого» ландшафта — культурные растения, луговые травы и даже полынь, чертополох и мордовник, которые мы привыкли считать сорняками, цветут на клумбах рядом.
Бэддсли-Клинтон, Уорикшир (Baddesley Clinton Hall, Warwickshire)
Сад в Бэддсли Клинтон совсем не похож на Пэквуд. Это скорее, дикий лес (по нему, кстати, можно догулять до соседнего имения), чем регулярный парк или современный дизайн-эксперимент. В его центре находится сказочный мини-замок, окруженный выкопанным в 13 веке глубоким рвом, который до сих пор наполнен водой. Построенный в конце 16 века, дом 500 лет принадлежал одной и той же семье Феррер, тянувшей свою родословную еще от Вильгельма Завоевателя. Он полон красивой мебели, потрясающих витражей и вышивок. Судя по интерьерам, Ферреры были приятными людьми с хорошим вкусом, но почему-то всё время попадали в колоритные истории. Главная местная диковинка — тайный подземный ход, в котором в 17 веке во время гражданской войны прятали католиков от протестантских «охотников за священниками». Пикантная подробность: располагался он под отхожим местом, так что никто из преследователей и не подумал туда заглядывать. Есть в поместье и «башни искупления», построенные в 15 веке владельцем-дуэлянтом и бретёром, убившим поцеловавшего его жену священника, и гостиные с картинами хозяйки замка Ребекки, жившей здесь в 19 веке «квартетом» с мужем и другой супружеской парой. Впрочем, эти несколько фривольные истории лучше узнавать на месте у дружелюбных смотрителей: они будут не прочь рассказать вам все самые свежие сплетни давно ушедших времен.
Аббатство Моттисфонт, Гэмпшир (Mottisfont Abbey, Hampshire)
Главное, за чем приезжают в Моттисфонт в конце мая-июне — это его знаменитый на весь мир розовый сад, которому присвоен статус «национальной коллекции». В 1972 году один из самых известных британских селекционеров Грэм Стюарт Томас посадил здесь более 400 видов старинных садовых роз. Мелкие и крупные, стелящиеся и плетистые, шпалерные и штамбовые, дамасские и чайные, махровые, столепестковые и даже «моховые» — от одного перечисления их видов захватывает дух. Арки из розовых кустов склоняют головки к посетителям, которые теряют голову от чудесных, благоухающих цветов. Однако, дело не только в их красоте или в романтических названиях — сохранение старых видов от исчезновения помогает делу биоразнообразия и позволяет нам увидеть их ровно такими, какими ими наслаждались наши предки.
Обнесенный кирпичной стеной квадратный сад разбит на четыре части. Розы здесь смешаны с другими цветами и деревьями. Их тонкий аромат переплетается с терпким запахом лаванды. Пионы и дельфиниумы добавляют красочных штрихов, а тисы и яблони обрамляют и без того идеальную картину. Конечно, многое в Моттисфонте посвящено королеве цветов, а в кафе здесь можно даже попробовать розовое мороженое. Но в аббатстве есть и множество других интересных вещей. Так, заслуживает отдельного внимания почти 300-летний платан, один из старейших в Англии. Большой тюдоровский особняк стоит на том самом месте, где в начале 13 века трудолюбивые монахи-августинцы основали небольшой монастырь с огородами и фруктовым садом. Не лишена интереса и коллекция искусства, собранная вдовой последнего владельца поместья. Изящная Мод Расселл известна не только романами с представителями богемы (например, с Яном Флеммингом), но и военными дневниками.
Считается, что розовый сезон начинается в Моттисфонте 25–27 мая, а больше всего цветов раскрывается во вторую неделю июня. В отличие от современных гибридов, многие old-fashioned roses цветут всего один раз в год, поэтому сад можно посещать несколько раз за сезон и всегда видеть что-то новое.
Чартуэлл-хаус, Кент (Chartwell House, Kent)
Когда Уинстон Черчилль впервые попал в Чартуэлл, его сразу же покорил вид с холма. Любовь с первого взгляда оказалась накладной: поместье было в плачевном состоянии. В старинном доме протекала крыша, комнаты были темными и холодными, электричества не существовало, а канализация была той же, что и 400 лет назад, когда здесь останавливался ухаживавший за Анной Болейн Генрих VIII. Но зеленые долины Кента настолько запали в сердце Черчилля, что он решился на покупку дома втайне от более трезвомыслящей жены. Клементина оказалась права — в ремонт пришлось вложить в четыре раза больше, чем стоило скромное поместье. Отдельной статьей расходов стала работа ландшафтного дизайнера: для одного только выкапывания озёр пришлось прокладывать рельсы. Впрочем, результат того стоил, и Чартуэлл стал домом четы Черчиллей на долгие годы. А вот проделанную брешь в бюджете залатать так и не удалось. Но благодаря помощи друзей в 1946 году Чартуэлл перешел в руки National Trust, а Уинстон и Клементина остались жить здесь за небольшую арендную плату.
Впрочем, миссис Черчилль была очарована Чартуэллом не меньше мужа и даже сама ухаживала за садом. Она создала прекрасный розарий: сейчас садовники продолжают высаживать в нём ее любимые сорта роз. А также выбрала для «улицы бабочек» самые медоносные цветы — фиолетовые лаванду, вербену и буддлею, розово-белую эхинацею, ярко-желтый гелениум. Мечту о садовом рае семья воплощала в жизнь вместе. Уинстон, хотевший вернуть в Британию любовное отношение к родной земле, разводил бабочек сам. Надевая фартук, он превращался в каменщика, часами выкладывая стены сада. Здесь же можно увидеть и домик-студию, в котором политик писал картины, сейчас украшающие его стены. Сын Рэндольф посадил Золотую аллею роз, подарив её родителям на золотую свадьбу. А дочь Мэри каждый день вставала пораньше, чтобы перед школой успеть покормить коз среди цветущих яблонь — настоящая идиллия, если бы животные не грызли кору.
А если вам особенно повезет, вы встретите в саду или в огромном парке (на прогулку стоит оставить время!) рыжего кота по кличке Джок. Конечно, это не тот питомец, который посещал званые обеды и собрания кабинета премьер-министра. Но нынешний молодой «Джок номер семь», как его называют в поместье, выглядит ровно так же, как и при жизни Уинстона и Клементины. Ведь согласно завещанию, «кот рыжий, с белой манишкой на груди и четырьмя белыми носками на лапках» должен всегда жить в Чартуэлле.
Иллюзия первая: «С Дона выдачи нет!» «В Россию сейчас не выдают». Такие слова мы слышим…
Ed Atkins Когда: 2 апреля – 25 августаГде: Tate Britain is Millbank, London, SW1P 4RGЗапланировать…
Когда мы планировали поездку в Оман, выяснилось, что «сезон» в Хаджаре начинается не в марте,…
Когда: 23 апреля, 19:00Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough St, London W1F 7HL Фильм молодого…
Этот спектакль как будто соткан из воздуха детства, из обрывков воспоминаний, из юношеских слез. Только…
Tate Modern Музей начнет 2026 год со знаковой выставки, посвященной 40 годам новаторской практики Трейси…