Культура

Разоблачение спектакля: Парад Ивана Дикунова и производство памяти

13.06.2024Юлия Карпова

В работе «Парад» (2023) Иван Дикунов создает одновременно торжественное и тревожное визуальное исследование коллективной памяти и публичного ритуала. Действие семиминутного видео происходит во время празднования Дня Победы в Москве. В работе сталкиваются старые символы и новые тревоги, создавая противоречивые слои праздника и контроля, ностальгии и дискомфорта. На фоне советских флагов и патрулирующих полицейских крики детей сливаются с песнями прошлого, а памятник Пушкину стоит среди сварки, в то время как разобранную сцену для выступлений загружают в грузовик. «Парад» – тихое, но настойчивое исследование общественной памяти и навязанных государством нарративов – приглашает зрителей встретиться с эхом национальной гордости.

Взгляд автора решительный, но сочувствующий; его камера следует за лицами и жестами участников, каждый из которых застыл между показным патриотизмом и ритуальным подчинением. День Победы здесь не является полностью ни праздником, ни просто зрелищем — это парадоксальное событие, одновременно фиксирующее искренние человеческие эмоции и коллективное согласие с навязанным нарративом. Толпы скандируют, аплодируют и машут флагами, но каждое движение окрашено неуверенностью, которая мастерски передана в работе. Спонтанная радость легко оказывается инстинктивной реакцией на ожидаемый патриотизм.

Соединяя документальный подход и видеоарт, Иван приглашает зрителей усомниться в реальности того, что они видят. Следуя традициям Сергея Лозницы и Омера Фаста, он выходит за рамки обычных нарративных структур, создавая созерцательное пространство, где границы между реальностью и представлением стираются.

В «Параде» ощущается как стремление к коллективной принадлежности, так и скрытое беспокойство, и Дикунов ни осуждает, ни восхваляет происходящее. Вместо этого он раскрывает хрупкие эмоциональные течения, которые лежат в основе общественных ритуалов. В этих, на первый взгляд, обычных деталях – непроизвольном колыхании флага, растерянном выражении лица ребенка, мимолетном взгляде в сторону – «Парад» раскрывает критический взгляд автора. Мы видим не просто выражение единства; это тонкий вызов однородной силе коллективной памяти.

Как зрители, мы остаемся с вопросами столь же многослойными и противоречивыми, как лица в толпе. С «Парадом» Иван Дикунов заставляет нас пристальнее взглянуть на социальный договор, подразумеваемый в общественных ритуалах, и тем самым открывает столь необходимый разговор о цене национальной идентичности, когда подлинность приносится в жертву зрелищу.

Информация о выставке: «Парад» (2023, цветное видео, 7 мин 28 сек, со звуком) Ивана Дикунова демонстрируется в Pushkin House с 10 по 23 мая 2024 года в рамках программы «Pushkin House Screen».

О художнике: Иван Дикунов — московский художник, в своих работах исследующий социальные и политические вопросы через темы памяти и идентичности. Его видео работы, фотографии и скульптура было широко представлены на выставках в России и за рубежом, в том числе в галерее «Солянка», Всероссийском музее декоративного искусства и Центре «АртПлей» в рамках III Московской международной биеннале молодого искусства.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: