Скандалы в королевском семействе — не новость. Недавно весь мир наблюдал за сложными отношениями между братьями — наследным принцем Уильямом и блудным королевским сыном принцем Сассекским Гарри, покинувшим родные королевские пенаты и улетевшим вслед за женой-американкой в Америку. Отношения между братьями так и не наладились, но сейчас мы оказались свидетелями новой драмы в королевском семействе. Это, конечно, не «квартирный вопрос», который испортил москвичей, но нечто схожее, только в совершенно других масштабах и на иной почве.
Дворцовый вопрос
В начале этого года стало известно, что принц Эндрю отказался от предложения своего брата, короля Карла III, переехать из 30-комнатного дворца Royal Lodge, где он проживает последние 20 лет, в расположенный неподалеку более скромный коттедж Фрогмор, бывшее жилище принца Гарри и его супруги Меган. Принц Эндрю, герцог Йоркский категорически отказался переезжать, после чего король решил больше не оплачивать охрану герцога. Это означает, что Эндрю придется либо самому финансировать собственную охрану, либо всё же съехать, потому что он просто не сможет самостоятельно оплачивать ни охрану, ни другие расходы по дому, после того как король уже лишил его пособия в 1 млн фунтов стерлингов в год. А те, кто видел Royal Lodge, рассказывают, что дворец находится в плачевном состоянии и нуждается в срочном ремонте.
Принц Эндрю теряет всё
Некогда считавшийся любимым сыном королевы Елизаветы II — герой Фолклендской войны — герцог Йоркский, принц Эндрю впал в немилость из-за своей связи с осужденным педофилом Джеффри Эпштейном и обвинениями со стороны 17-летней американки Вирджинии Джуффре в сексуальном насилии. Принцу Эндрю пришлось отказаться от королевских обязанностей, он был лишен статуса Его Королевского Высочества, а также всех военных титулов и наград. Однако тогда ему удалось сохранить свое ежегодное пособие в размере 1 миллиона фунтов стерлингов и остаться в 30-комнатном дворце Royal Lodge, но именно королева, посоветовавшись с наследным принцем Чарльзом и его сыном Уильямом, все же приняла решение лишить Эндрю всех почестей.
Говорят, что сейчас на дворец Royal Lodge положил глаз наследный принц Уильям, если судить по громкому расследованию газеты The Times, не то чтобы королю и принцу остро не хватает жилплощади. Скорее, наоборот!
Всё могут короли
Журналистам удалось установить все землевладения и недвижимость, которыми владеют через герцогства Ланкастерское и Корнуэльское король Карл III и принц Уэльский Уильям. Таких землевладений оказалось около 5,5 тысяч, но дело даже не в количестве, а в том, что владения не облагаются налогами. То есть облагаются, но не всеми.
На протяжении веков эти владения оставались тщательно охраняемым секретом королевской семьи и ее узкого круга советников. Даже парламенту было отказано в доступе к списку земельных владений королевских особ. Однако журналистам, которые занимались расследованием в течение нескольких месяцев и изучили земельные реестры и другие документы, удалось установить не только все землевладения, входящие в Ланкастерское и Корнуэльское герцогства, но и тот факт, что их владельцы — король и наследный принц —сдают в аренду эти земли и недвижимость различным, в том числе и государственным организациям, таким, как Министерство обороны, NHS и даже тюрьме, и при этом не платят некоторые налоги с немалых доходов от аренды.
Скандальность расследования заключается как раз не в том, что монархи владеют землей и недвижимостью, а в том, что, получая, например, за аренду склада для карет скорой помощи, принадлежащих NHS, 11 миллионов фунтов стерлингов, герцогства не платят корпоративный налог и налог на прирост капитала.
Король и наследный принц наживаются на социальных службах и ключевых министерствах
Министерство юстиции платит герцогству принца Уильяма £1,5 млн в год за использование Дартмурской тюрьмы. Министерство обороны платит за учения в Дартмуре, флот — за стоянку и заправку своего флота. Журналисты выяснили, что даже благотворительные организации заплатили миллионы за аренду офисного блока 1960-х годов в центре Лондона.
В «Досье герцогства», как его окрестили журналисты, говорится о том, что король и принц через свои герцогства взимают плату за право пересекать реки, выгружать грузы на берег, прокладывать кабели под пляжами, управлять школами и благотворительными организациями и даже копать могилы. Они получают доход от платных мостов, паромов, канализационных труб, церквей, сельских церквей, пабов, винокурен, газопроводов, причалов для лодок, открытых и подземных шахт, автостоянок, арендных домов и ветряных турбин.
К истории вопроса
Герцогства Ланкастер и Корнуолл занимают 180.000 акров территории Англии и Уэльса. Они в основном состоят из земель и морских побережий, захваченных королями в столетия сразу после Нормандского завоевания. В XVIII веке королевские особы передали контроль над наследством короны казначейству, но монарху и его наследнику было позволено сохранить свои герцогства, отчасти потому, что они не приносили большого дохода.
Однако в последние десятилетия их доходы резко возросли, и сегодня, согласно годовым отчетам, герцогства представляют собой разросшиеся современные предприятия, владеющие имуществом общей стоимостью 1,8 миллиарда фунтов стерлингов.
По подсчетам журналистов, только за прошлый год Ланкастерское и Корнуэльское герцогства заработали до 50 млн фунтов стерлингов.
Тот факт, что королевские владения не облагаются некоторыми важными налогами, а в особенности новость о том, что король берет плату за аренду гаража для машин скорой помощи с нищей службы здравоохранения NHS, с государственных школ и с министерства обороны — это очень плохой PR для современной монархии.
Призывы вернуть герцогства государств
После публикации сенсационного расследования стали раздаваться призывы к королю и наследному принцу отказаться от герцогств. Особенно, конечно, возмущаются республиканцы. «Решение очень простое — упразднить герцогства», — заявил представитель движения Republic Грэм Смит.
Он напомнил, что три века назад Парламент позволил королям сохранить контроль над этими поместьями, когда монархия передала казначейству все другие землевладения. «Пришло время парламенту отказаться от этого соглашения», — сказал он.
Тема королевский налогов не нова. 32 года назад статья финансового журналиста Джонатанеа Мэнтла о том, что герцогства не облагаются налогами, вызвала не только шум, но и привела к тому, что королева предложила добровольно платить налог со своих доходов. Об этом в Палате общин объявил тогдашний премьер Джон Мэйджор, однако от уплаты корпоративного налога и налога на прибыль монархия была освобождена. В 2013 году снова был поднят вопрос о налогах на герцогства, но парламентская комиссия, которая тогда подняла эту тему, так ничего и не добилась.
Мне кажется, что на этот раз журналистское расследование может принести результат. Вряд ли король и наследный принц захотят выглядеть бездушными дельцами, наживающимися на своих подданных.
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…