Мы традиционно начинаем обзор рекламы с этого бренда, потому что именно John Lewis в свое время – лет двадцать назад – создали этот жанр. Однако в жанре они давно не лучшие, и первыми в нашем списке они стоят исключительно во имя традиции.
В последние годы бренд плотно окучивал тему инклюзивности и рассказывал нам о том, что неудобные близкие – тоже близкие, и их нужно любить. Они проповедовали то любовь к дракончику, который сжигает все вокруг своим дыханием, то симпатию к зубастому растению, пожиравшему в доме все и всех подряд. Это было хоть и трогательно, но со временем стало приедаться.
И, слава богу, в этом году они от этой темы отошли. В 2024 году John Lewis снял ролик о том, как женщина в спешке выбирает подарок для своей сестры, проваливаясь в глубины воспоминаний, словно в Нарнию. Вот они с нею маленькой ссорятся по пустякам, вот она подростком впервые привела в дом мальчика, вот она беременна первым ребенком. Особого восторга у публики этот ролик не вызвал, но хорошо, что он хотя бы не такой приторный, как предыдущие.
Британский бренд одежды Barbour всегда делал красивые мультики – то с Father Christmas, то с мишкой Паддингтоном. А в прошлом году он начал показывать новых персонажей – Барашка Шона и его товарища пса Битцера. Они же стали главными героями рекламы Barbour и в этот раз: овцы с Шоном пытаются разучивать рождественский гимн, но не могут петь, так как замерзают от холода, и Битцер едет на мопеде в Barbour и привозит им шарфы и шапки. Овцы их надевают и начинают стройно петь (некоторые почему-то басом). Вышло душевно, но это в общем-то не заслуга авторов ролика. Просто Шон и Битцер сами по себе настолько обаятельны и харизматичны, что создают хорошее настроение одним своим появлением на экране.
Бренд M&S, как и прежде, сделал два ролика – один про еду, один не про еду.
Про еду вышло более-менее предсказуемо: к одинокой британской тетушке в исполнении актрисы Дон Френч прилетела добрая рождественская фея (тоже в исполнении Дон Френч, но уменьшенной в размерах), помахала палочкой, и у нее оказался накрыт стол с горой снеди. M&S Food традиционно не играет с аудиторией в эмоциональные игры, а лишь напоминает, что главное в Рождестве – это обильно и вкусненько поесть. Единственное чувство, которое вас может охватить в момент просмотра этого ролика — это тревога: неужели ей придется есть все это одной? (К счастью, нет, она ожидает гостей).
Другое дело – M&S не-food: им пришлось быть более изобретательными. И они пригласили сняться в своей рекламе Скайлар Блу, юную звезду из 15-го сезона Britain’s Got Talent.
Юная звезда, по сюжету ролика, сильно скучала в предрождественский день, но нашла магический хрустальный шар со снегом и стала им вертеть, а вслед за ним стал вертеться, плясать и окрашиваться в разные цвета весь дом. Помните российскую рекламу Yupi из 90-х? Там, где «Вода была без вкуса, без цвета, без запаха, пока не появился Yupi»? Ну вот, это то же самое, но про хрустальный шар.
Сеть Lidl в этом году возобновила свою программу Toy Bank, цель которой – отправить 100 тысяч игрушек детям, которые могут остаться без подарков. И реклама у них тоже про это: как девочка из благополучной семьи жалеет мальчика из неблагополучной и дарит ему шапку, чтобы он не мерз.
Уж я не знаю, где Lidl в 2024 году найдет в таком количестве такие бедные семьи, которые не могут купить детям игрушки. У них какое-то викторианское представление о бедности. В реальности же игрушки и сладости как раз стоят дешево, и в настоящих бедных британских семьях, сидящих на пособиях, этого добра как раз хватает. Чего не хватает – так это хорошего жилья без плесени и с отдельными комнатами для детей, адекватной системы соцобеспечения, хороших школ и равенства возможностей в жизни. Но спрашивать за отсутствие всего этого нужно, конечно, не с «Лидла» и даже не с Санта-Клауса.
Хорош в этом году оказался ролик Waitrose. Их вообще-то в сезоне будет два, но пока вышел только первый, в котором звезды сериалов «Дрянь» и «Половое воспитание» изображают героев криминальной драмы. Сюжет такой: из холодильника в роковой момент пропадает важный и ответственный пудинг – Waitrose Red Velvet Bauble, и детектив (Мэттью Макфэдьен) пытается угадать, кто же его украл. Но первый ролик заканчивается в ту секунду, когда детектив восклицает, что он все понял (как водится, собрав всех в одной комнате).
Но кто именно украл – нам скажут только во втором ролике (а пока смотрите первый).
Morrisons умудрился попасть в классику жанра всего за один год. Всего лишь в прошлом году бренд представил свои смешные поющие прихватки, а в этом году уже казалось, что Рождество без них невозможно. Это фантастический успех для бренда, который до 2023 года вообще толком не вкладывал душевных усилий в маркетинг.
К счастью, Morrisons в этом году от прихваток не отказался и показал новый хит в их исполнении: это песня “Give a Little Love” из мюзикла “Bugsy Malone”.
Беспроигрышными неизменно оказываются те видео, где героям в Рождество дают проявить себя, исполнить детскую мечту или каким-то другим образом побыть собой. Это несколько лет назад понял Amazon. Помните их рождественскую рекламу 2020 года, где в разгар пандемии начинающая балерина танцует на улице перед зрителями, сидящими в окнах? Или их прошлогоднее видео, где бабуля, глядя на резвящихся в снегу детей, заказывает себе и своим великовозрастным товаркам три «подпопника» для катания с горки? Это было совсем не дурно.
В этом году Amazon не свернул с этой дорожки и показал нам пожилого уборщика в театре, который, как оказалось, хорошо поет. И чтобы его поддержать, его коллеги заказывают ему костюм для выступления. Он приходит тут же, и герой выступает на сцене.
Упрекнуть Amazon можно лишь в том, что для того, чтобы уборщик смог спеть на сцене в новом костюме через 30 секунд после обнаружения его таланта, курьеру компании пришлось ехать очень быстро и он, возможно, не успел позавтракать, а в туалет сходил в бутылку.
Сеть Sainsbury’s в этом году вдохновилась Роальдом Далем и сделала ролик про Большого Дружелюбного Великана (BFG), который вместе с сотрудницей супермаркета Софи обошел полсвета в поисках хороших продуктов к праздничному меню. Не остросоциально, не глубоко, но симпатично.
Sainsbury’s уже много лет не делает выдающихся рождественских роликов, и ей как будто и не надо. Она как зашла в золотую классику жанра 10 лет назад с роликом о поющих немецких и французских солдатах времен Первой мировой, так до сих пор и почивает там на лаврах.
Во всем мире повестка равноправия выходит из моды, и даже John Lewis в этом году предпочел рассказывать свою сказку не про принятие и инклюзию, как прежде, а про более фундаментальную ценность семейных связей (см. выше).
Но Boots все еще не готов отказываться от вчерашней повестки. В этом году сеть аптечных магазинов решила поддержать женщин и сделала ролик про Миссис Клаус, на плечах которой (как это чаще всего бывает и в обычных семьях) лежит основная часть их с мистером Клаусом подарочно-упаковочного хозяйства.
Более того Миссис Клаус, кстати, в ролике у Boots – чернокожая. Но только не начинайте опять этих дискуссий, прошу. Лучше просто смотрите ролик.
Можно относиться по-разному к творчеству Найджелы Лоусон, но то, что она звезда британской кулинарии, – это неоспоримый факт. Ее книги лежат на каждой второй кухне страны.
И поэтому, когда она в этом году снялась в рождественской рекламе Greggs, я сначала опешил. Но потом пошел на кухню, разломил покрытый маслом и пылью томик ее рецептов на первой попавшейся странице и нашел там рецепт Italian Golden Lentils – чечевицы с луком-пореем и чесночным маслом.
«Ну и чем это так уж круче пирожков из Greggs?» – подумал я. И смирился.
Но потом, уже просматривая видео, я все равно был неприятно удивлен тем, как безыскусно и банально оно было сделано: там не было никакого оригинального решения, никакой шутки. Найджела просто зачитывала обыкновенный food-porn текст, восхваляющий вкусняшки из Greggs. Звучало это словно фрагмент аудиокниги Даниэлы Стил.
Эй, Greggs, разве так можно со звездой?
Самая тонкая идея в этом году, пожалуй, у McDonald’s. И вместе с тем она очень простая: их рекламщики сделали point про то, что усталые предрождественские родители в попытке все успеть будут делать передышку именно в «Макдональдсе».
Никогда еще я не испытывал такой глубокой благодарности к «Макдональдсу» за его существование, как после этого ролика. Никогда еще я не сидел и не вспоминал, как часто эта сеть, ставшая незаслуженно символом плохой еды (чем она так уж хуже итальянской чечевицы Найджелы?), выручала меня, когда я возвращался пьяный с дискотеки или усталый после сдачи номера, или – да – с рождественского шопинга.
При этом ролик у них вовсе не жалостливый и не слезоточивый: наоборот, родители едут в «Макдональдс» под бодренькую Satisfaction Benny Benassi, а на их пути все вокруг становится расцвеченное и украшенное, как в уже упомянутой выше рекламе Yupi.
Про Argos могу сказать лишь то, что говорил уже год назад: верните тех продюсеров, которые вам сделали рождественский креатив 2019 года. Тот, где папа, дочь и барабаны. Это было просто божественно!
А в этом году у них опять (как и в прошлом) какая-то неинтересная история про пластикового динозавра, нечего даже и смотреть.
Выдавить из зрителя слезу – задача несложная, и авторы ролика Tesco справились с нею на раз-два, показав еще в начале ролика, как взрослый сын с пожилым отцом в канун праздника вспоминают ушедшую маму. Но в этом их ролике еще есть дополнительный художественный смысл, который становится понятен не сразу и открывается зрителю не в лоб, а постепенно. Я только со второго просмотра понял, что в этом ролике означают пряничные фигурки, которые всюду мерещатся главному герою.
Объяснять не буду, посмотрите (если нужно, два раза) и поймите сами.
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…