Комментарии

«Зиганул» или не «зиганул» Маск? И другие истории недели

Трамп, Маск и «фашизм 2.0»

Британия — страна в плане общественных дискуссий особенная. Она сравнительно небольшая, но и при этом активно вовлеченная в мировые процессы, и часто бывает так, что свои домашние проблемы в британских СМИ уходят на второй план – все комментаторы обсуждают что-то за ее пределами.

Так было и на этой неделе: 20 ноября в Вашингтоне по плану прошла церемония инаугурации нового президента США Дональда Трампа – и мир потом всю неделю обсуждал два вопроса: 1)«зиганул» Илон Маск на церемонии или не «зиганул» и 2) ждать ли пришествия в Америку фашизма или не ждать. 

Британцы тоже пытались добросовестно разобраться, что же происходит за океаном. Первому вопросу газета The Guardian, например, посвятила целую статью с анализом масковского (ударение на «а») жеста и реакции на него озабоченной общественности. Профессора истории нацистской Германии и видные общественные деятели в этом тексте высказывали свои предположения: нацистское это было приветствие или не очень. 

Если вам хочется, вы можете прочитать комментарии тут. Но надо ли оно вам, честное слово? Вопрос ведь не стоит выеденного яйца. Мы уже давно всей планетой поняли, что Илон Маск охоч до внимания и щедр на странненькие поступки в эфире, но в реальности никакого зла пока не учинил. Да, он самый большой соцсетевой тролль в мире, но его заигрывания с правой повесткой за пределы соцсетей пока не выходят, и даже его поддержка ультраправых партий и движений в Европе, которая многих обеспокоила в начале года, пока выражается только в твитах, а не в долларах. 

Интереснее второй вопрос: что же будет с Америкой? 

Тут мнения у комментаторов разные. Либеральная New Statesman отбилась по этой теме колонкой Росса Баркана, который в ней пытается всех успокоить. Во-первых, пишет он, Трамп все-таки (как политическая фигура) – изоляционист, и тем самым он более безопасен, нежели какой-нибудь прыткий защитник свобод вроде Джорджа Буша-младшего, который любил решать чужие проблемы. И даже свой новый президентский срок Трамп начал с того, что принудил Израиль и Газу к перемирию (и намерен, как мы узнали уже после выхода этой статьи, добиться того же и в российско-украинском конфликте).

А во-вторых, сама Америка – не такая страна, чтобы вдруг взять и стать фашистской, даже несмотря на ее нынешний крен в правую сторону. «Правда о Трампе и соединенных Штатах заключается в том, что эта страна просто слишком велика для фашизма. Редкие либералы в США это признают, предпочитая думать, что их рассеянное по штатам присутствие – это что-то вроде небольшой европейской страны, живущей под гнетом сильной руки вроде Виктора Орбана. Ближе всего Америка подошла к фашизму 12 сентября 2001 года, но даже тогда – в условиях почти идеального шторма, который больше не повторится – демократия не умерла.  Да, есть некий призрачный американский патриотизм, который оживает всякий раз, когда на горизонте маячит война. Но тем не менее, США остаются страной регионов, округов и городков». Все самые важные решения в США принимаются местными властями, а не федеральными, напоминает Баркан. В стране нет даже единой образовательной школьной системы, и если бы какой-нибудь гипотетический узурпатор захотел бы взять и запретить все эти либеральные книжки и начать преподавать в школах MAGAdemics, то он бы не смог этого сделать – ему нужно было бы пробираться сквозь бюрократические дебри сразу в 14 тысячах школьных округов.

Однако не все обозреватели согласны, что устройство Америки обеспечивает ей пресловутую «защиту от дурака». Так, Мартин Кеттл в The Guardian напоминает, что Трамп как раз-таки очень эффективно использует американскую систему власти, чтобы сфокусировать ее — власть — в президентских руках, в первую очередь благодаря своему контролю над федеральными судьями, роль которых в общественно-политической жизни США в последние годы сильно выросла. Некоторых из них он назначил еще во время своего первого президентского срока – и сейчас возвращается, чтобы насладиться результатами. Кеттл называет Трампа «королем Дональдом» и иронизирует над тем, что американская нация, которая когда-то бежала из Европы от гнета монархов, сейчас в шаге от того, чтобы завести своего собственного.

Ну а если вы любите, когда ругают «леваков», то получите большое удовольствие от чтения колонки Брендана О’Нила, озаглавленной “Нет, Илон Маск не показал нацистского приветствия” и опубликованной в консервативном журнале The Spectator. Ее автор не просто отмел все обвинения в адрес Илона Маска (всего лишь поднявшего руку в знак приветствия), но и сплясал на костях старого «левого» мира. 

Старый «левый» мир, правда, не умер, а всего лишь потеснился, уступив часть скамейки «правому». Но Брендан О’Нил, похоже, что-то знает лучше нас:

«Левые знают, что история оставляет их позади. Что движущая сила больше не в их расовом торгашестве, гендерном безумии и культуре отмены, а в тех миллионах хороших, трудолюбивых людей, которые устали от этих эксцентричных идеологий и которые ждут, что такие, как Трамп, нанесут им удар. И вопли «Нацисты!» – это ярость левых, предсмертные вопли политической клики, полностью отвергнутой всеми нормальными людьми».

Насколько это справедливо, мы еще увидим. Маятнику общественной злости свойственно раскачиваться в разные стороны, и иногда он на стороне фар-райтов, а иногда на стороне «гендерного безумия», так что хоронить последнее не стоит. 

Но какое же в этом тексте чувствуется замечательное молодецкое злорадство! Какой ядреный большевистский задор! Какой смачный средний палец автор показывает мучающей его «левоте» – просто загляденье! 

Тарифы Трампа и мировая торговля

Тем временем где-то на заднем плане всех этих дискуссий о ценностях, на страницах серьезных газет и журналов прячется настоящая журналистика, которую интересуют не «зиги» Маска, а конкретные шаги, которые предпринимает администрация Трампа, и как они скажутся на всех нас. 

В этом смысле всех волнует вопрос тарифов. Трамп славится тем, что очень их любит, и на выборы он шел с обещанием ввести тарифы на импорт товаров в США (в размере 20% для большинства стран, включая Великобританию). Эта протекционистская мера может больно ударить по британской экономике и шире – по мировой, а вот будет ли от нее какой-то прок для Америки – большой вопрос. Журнал The Economist со свойственной ему простотой и ясностью рассказывает, что тарифы – не волшебная таблетка для экономики. Уже первый срок Трампа, где он успел ввести немало тарифов, показал, что повышение пошлин на импорт, как правило, приводит не к появлению рабочих мест на американских заводах, а к удорожанию стоимости жизни для американского потребителя, да и только.

А если вам нужен подробный эксплейнер о том, как и когда будут вводиться тарифы и каким странам чего ожидать от администрации Трампа в ближайшее время, то его можно найти в Financial Times – по этой ссылке

52 года тюрьмы для саутпортского убийцы

Главной «домашней» новостью на этой неделе стал приговор убийце из Саутпорта, 18-летнему Акселю Рудакобане, который зарезал трех детей во время танцевального мероприятия. Ему дали 52 года тюрьмы, и довольно неприятно думать, что когда он выйдет из заключения, ему будет всего 70 и он еще долго сможет жить среди нормальных людей.

В связи с этой новостью стоит обратить внимание на два текста. Первый – это репортаж журналистки The Telegraph Эллисон Пирсон из зала суда, полный ярости и ненависти по отношению к террористу (она считает его именно террористом, несмотря на то, что в СМИ его так обычно не называют). Она во всех подробностях описывает поведение подсудимого: представ перед судом, перед родителями детей и ожидая длительного тюремного срока, он не нашел ничего лучше, кроме как начать ныть прямо на слушании, что он десять дней не ел и что его здоровью угрожает опасность. Непонятно, на что он рассчитывал, но Пирсон мудро замечает, что такова банальность любого зла: оно эгоистично и не замечает никого, кроме себя. Хороший такой, злой текст, после которого у вас не останется ни тени сомнения в том, правильно ли Рудакубану посадили на почти всю жизнь за решетку.

Но если вы хотите взглянуть на эту историю с позиций «это мы все виноваты», то есть и такие статьи. Например, обозреватель The Guardian Габи Хинслифф на полном серьезе задается вопросом, можно ли было остановить Рудакубану до того, как произошло непоправимое. Сам вопрос уже звучит довольно беспомощно, но в защиту Хинслифф надо сказать, что она в своем анализе приходит к этому же самому выводу: мы не знаем, как это останавливать. Очевидно, что корень проблемы — не в домашнем насилии, не в семье и не в школе, и даже не в экстремистской литературе, которую можно найти в сети. Корень – в самом желании убивать, и, согласно статистике, такими спонтанными убийцами ни с того ни с сего становятся молодые, одинокие, социально изолированные мужчины, у которых нет близких друзей и которые склонны искать утешения на радикальных ресурсах. А уж куда приходят такие молодые люди – к джихадистам, инцелам или ультраправым, или кому-то еще – это не так важно, это уже следствие, а не причина. В голове у такого человека может даже быть полная каша из разных идеологий, от антисемитизма до лозунгов экологических радикалов, причем разные ее компоненты могут никак не сочетаться между собой и даже противоречить друг другу. Ханлифф приводит для описания этого хорошее выражение – «экстремизм салатного бара», и очевидно, что оно служит лишь внешним прикрытием глубинной неудовлетворенности и злобы. И что со всем этим делать — пока никто не знает.

Израиль и Газа: что известно

И третья самая важная тема — опять международная: очень много на этой неделе писали и говорили о перемирии в Газе. И мы опять не будем пока что пересказывать репортажи журналистов из разрушенных городов или анализировать израильские политические коллизии, а ограничимся одним текстом, где подробно расписан план внедрения сделки. Все, что запланировано на данный момент: первые шесть недель перемирия, поэтапный обмен заложниками и заключенными, даты и темы новых этапов переговоров и так далее — все это можно найти в материале The Independent.

Хороших вам выходных!

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

Об антивоенном кино, контексте времени и современных героях: разговор Александра Роднянского и Веры Кричевской

Кино, считает Роднянский, отражает смену настроений в обществе лучше любых соцопросов. В этой книге он вспоминает свой профессиональный…

2 часа ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Жемчужины модернизма

Хоумвуд, СуррейThe Homewood Когда архитектору Патрику Гвинну было двадцать четыре, он задумал переделать классический викторианский…

23 часа ago

Налоговая мобильность: сложность, прозрачность и потрясения нового времени

Актуальность трансграничного планирования Управление налогами, иммиграционными требованиями и международным статусом становится всё более важным в…

1 день ago

Премьера спектакля «Исцеление» в Лондоне собрала более £600 тысяч в пользу фонда Gift of Life

«Спектакль «Исцеление» – это, на мой взгляд, история, которая исследует и поднимает очень важные человеческие…

2 дня ago

Главные концерты, которые пройдут в Лондоне в 2025 году

Katy Perry Когда: 13 октября 2025 годаГде: The O2 arena, Peninsula Square, London SE10 0DXБилеты…

2 дня ago

Как русскоязычные артисты поставили Оруэлла и получили награду на фестивале Fringe (а теперь везут спектакль в Лондон)

О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…

4 дня ago