Во вторник, 18 марта, британское правительство объявит о реформе социальных пособий. Главной новостью еще до всяких официальных публикаций стал удар по PIP (Personal Independence Payments): правительство намерено что-то делать со стремительно растущим числом британцев, получающих пособия в связи с disabilities, в первую очередь связанных с психическим здоровьем.
Число людей, которые получают disabilities benefits, в ковидные и послековидные годы росло с необъяснимой скоростью, и в основном новые заявки приходили от людей с психическими расстройствами. А главное – необъяснимо высокой среди них была доля людей трудоспособного возраста. И в 2025 году кабинет Стармера наконец-то забеспокоился: обоснованно ли тратятся деньги, и действительно ли все эти люди нуждаются в материальной помощи?
Интересно, что это специфически британский парадокс: в других развитых странах число таких получателей пособий после окончания пандемии не росло.
Илья Гончаров изучил цифры, на которые ссылается правительство, и попытался понять: это британцы реально стали так много болеть? Или это проявились до сих пор невидимые жертвы душевных болезней, которые раньше молчали о своих проблемах? Или на острове просто развелось много симулянтов?
В британской прессе, которая уже несколько дней обсуждает этот феномен, часто можно встретить ссылку наотчет Institute for Fiscal Studies (IFS). На него же опирается и правительство, чтобы обосновать свои грядущие шаги по ужесточению критериев выдачи disabilities benefits.
Авторы этого исследования задались целью проверить, есть ли какие-то другие данные, кроме роста числа заявок на соответствующие пособия, которые свидетельствовали бы о росте психических заболеваний.
И если вы ждали, что они не нашли подтверждений (а значит, заявители просто нашли способ получить пару тысяч фунтов от государства ни за что), то ваши ожидания были напрасны. Другие данные тоже говорят о том, что психические заболевания в Британии становятся все более распространенными.
Исследователи IFS нашли несколько независимых источников, которые подтверждают ухудшение психического здоровья среди населения:
Так что ответ на поставленный вопрос однозначный: да, растет.
При этом авторы исследования подчеркивают, что рост числа заявок на пособия по психическому здоровью – уникальное явление, которое наблюдается только в Великобритании. В других странах, переживших те же вызовы (COVID-19, экономический кризис, рост цен на энергоносители), подобного всплеска не наблюдается.
Если бы рост был вызван только ухудшением здоровья населения из-за пандемии, экономических факторов или других глобальных явлений, то аналогичные тренды должны были бы наблюдаться и в других странах, говорят они. Однако в большинстве развитых государств число получателей пособий осталось на стабильном уровне или выросло лишь незначительно.
Авторы исследования рассматривают несколько возможных объяснений:
В пользу первого объяснения дополнительно можно привести такой аргумент: для получения пособий каждый заявитель должен засвидетельствовать свое состояние у врача. Но если мы откроем общее руководство NHS по диагностированию, например, депрессии (одно из наиболее распространенных расстройств), то увидим, что GP определяют ее в основном по рассказу самого пациента и не проводят никаких специальных исследований (а если проводят, то только для того, чтобы исключить другие заболевания, имеющие похожие симптомы). То есть, в теории, если тебе нужно увеличить свой доход на пару сотен фунтов в месяц, ты можешь прийти к врачу и пожаловаться на апатию и суицидальные мысли – и дело в шляпе. А были ли они у тебя на самом деле – проверить невозможно.
Косвенно в пользу этой версии говорит и уникальность всей этой истории. Пандемия была везде, и жизнь стала сложнее тоже во всех странах примерно одинаково. А вот особенности национального соцобеспечения у всех разные – и именно тут и хочется поискать причину британского феномена в первую очередь.
Это объяснение очень удобно для чиновников и политиков, которые говорят об «избыточном диагностировании» (overdiagnosis) психических заболеваний, как, например, министр здравоохранения Уэс Стритинг на Би-би-си. Как грамотный политик, он настойчиво подчеркивает, что кризис психического здоровья в стране есть, но в сухом остатке его речь сводится к тому, что психически нездоровых людей стало слишком много, и надо бы их сократить.
И все же не все так просто. Ведь другие данные свидетельствуют о том, что число заболеваний объективно растет. И если, к примеру, рост числа обращений к врачам можно объяснить тем, что без справки от врача не получишь пособий, то повышенную смертность среди людей трудоспособного возраста (и особенно рост случаев, связанных с алкоголем, наркотиками, и суицидов) этим уже не объяснишь.
В первый раз мы (мы — это команда проекта «Зима») пришли в «мэри-джейнах» с тремя…
Для многих поклонников первой экранизации "Гарри Поттера" ни один актер не сможет превзойти оригинальный каст,…
Когда: 28 апреля, 18:00Где: Savills, 33 Margaret Street, London W1G 0JD Проект «Метаморфозы» посвящён русскоязычным…
Как обычно, в тот вечер я сидел у телевизора. 10-ый класс. На носу выпускные экзамены. Надо…
Как устроены икорные фермы Фермы Gourmet House Caviar расположены в Польше и Китае. Они оснащены…
Это мудрое изречение невольно пришло мне на ум, когда Люба Галкина предложила мне подключиться к…