Места

Хэм-хаус. Спящая красавица на берегу Темзы

Хэм-хаус — редкий образец этого сияющего великолепия. Построенный до революции в 1610 году и значительно расширенный в 1630-е и 1670-е годы, он сохранился таким, каким был в XVII веке: с оригинальными интерьерами, мебелью, гобеленами и коллекцией живописи. В 1970-х по старым рисункам был восстановлен регулярный сад, разбитый при строительстве дома. Такие сады с зелеными лабиринтами и четко расчерченными аллеями придут в Англию из Франции позже, так что садовый архитектор Хэм-хауса явно опередил моду. 

Первым владельцем особняка был сэр Томас Вавасур — придворный, парламентарий и военный, отличившийся в сражениях и получивший за это разрешение построить себе дом в Ричмонде недалеко от летней королевской резиденции, на землях, принадлежавших короне. 

К сожалению, до нас не дошло никаких документов о строительстве дома, и мы не знаем ни имени архитектора, ни поставщиков материалов. Впрочем, по сохранившимся ранним рисункам известно, что, в отличие от новаторского сада, дом был построен довольно традиционно. В плане он повторяет букву «Н» — это средневековая форма, которая сохранялась во времена Тюдоров и Якова I (1603–1625 годы). Две аркообразные лоджии у входа — тоже характерная черта якобинской архитектуры. В XVI и особенно в начале XVII века Англию захватило увлечение  архитектурой итальянского, французского и фламандского Ренессанса. С континента сюда пришла любовь к аркадам и классическому ордеру, стали популярны архитектурные книги Себастьяно Серлио, Андреа Палладио, Жака Андруэ Дюсерсо.

Многие гости Хэм-хауса сравнивали его с итальянской виллой. Мысль об итальянском влиянии возникает и сегодня, стоит только оказаться внутри овального парадного двора, обрамленного оградой с бюстами английских королей и античных героев в овальных рамах. Эти бюсты отлиты из свинца и нарочно покрашены в белый цвет, имитируя античный мрамор. Необычайно объемные, почти барочные, они кажутся итальянскими или французскими гостями среди строгих аскетичных форм английского дома.   

После смерти первого хозяина, сэра Томаса Вавасура, дом некоторое время переходил из рук в руки, пока наконец в 1626 король Карл I не подарил его Уильяму Мюррею, своему другу детства, о котором часто пишут, что он был королевским мальчиком для битья (Whipping boy), то есть ребенком, принимавшим все наказания вместо провинившегося наследника престола. Уильям Мюррей поселился здесь со своей супругой Екатериной и дочерью Елизаветой. Именно при Уильяме, а затем при его дочери Елизавете, дом стал по-настоящему роскошным. Перестройки Уильяма коснулись в первую очередь интерьеров: новый владелец хотел, чтобы дом отражал его высокий статус и близость к королю. В это время в Хэме появились лепнина на потолках и полы в технике маркетри.  

Одним из самых ярких добавлений стала большая лестница, покрытая объемной деревянной резьбой. Мотивы этой резьбы — древнеримские символы изобилия, власти и императорского триумфа: воинские доспехи, гирлянды и лавровые листья. Лестница предназначалась для торжественного шествия знатных гостей и в первую очередь для Карла I, который несомненно сравнивал себя с римскими императорами. 

Одновременно большая лестница была своего рода картинной галереей: вдоль нее на стенах расположилась коллекция картин — копии Тициана и Корреджо. В XVII веке на волне увлечения Италией и Ренессансом английские коллекционеры нередко заказывали местным мастерам копии произведений итальянской живописи. Коллекции копий не были редкостью в это время, и уникальность собрания Хэм-хауса в том, что оно сохранилось полностью в том виде, в каком было собрано Мюрреем в 1620-х годах; более того, сохранилось на том месте, для которого предназначалось, в оригинальных рамах. Предполагается, что часть этой коллекции Уильям Мюррей получил в дар от Карла I, другую часть он заказал во время путешествия в Мадрид в 1623 году. 

При Уильяме в доме появился главный шедевр дома — зеленый кабинет. Это настоящая кунсткамера XVII века, от пола до потолка наполненная миниатюрами и небольшими картинами. Кабинет оформляли с оглядкой на итальянские studioli XV века — комнаты, которые были открыты для гостей и представляли коллекцию диковинок. Потолки и своды в зеленом кабинете покрыты росписями с игривыми сценками из жизни сатиров, нимф и путти. Эти росписи создавались по канонам  итальянского художника Полидоро да Караваджо. Зеленый кабинет уникален по своей красоте и сохранности, подобных ему нет в Великобритании, отчасти поэтому большую часть года он закрыт для публики, но посмотреть его можно с помощью специальной онлайн-платформы, доступной на странице Хэм-хауса на сайте National Trust.  

И все же в первую очередь слава Хэм-хауса связана не с Уильямом, а с его дочерью Елизаветой. Именно ей удалось сохранить дом во время революции и гражданских войн, когда ее отец, преданный роялист, вынужден был бежать из Англии, чтобы спасти свою жизнь. Елизавета Мюррей была одной из самых ярких женщин Британии XVII века — красивая, остроумная и прекрасно образованная, она оказалась  влиятельным политическим игроком, сумела очаровать Оливера Кромвеля и одновременно тайно участвовала в подготовке Реставрации монархии, перевозя секретные письма на континент и делясь со своими соратниками рецептами невидимых чернил. После Реставрации монархии в 1660 году новый король Карл II даровал Елизавете титул графини и назначил пенсию в размере 800 фунтов стерлингов в год (около 160 000 фунтов стерлингов сегодня). Хэм-хаус вновь стал местом власти, развлечений и экстравагантности.

В 1674 году вместе со своим мужем графом Лодерлейлом Елизавета начала перестройку дома: добавила новые комнаты, пригласила лучших мастеров для их оформления. Она также сыграла ключевую роль в поддержке голландского художника-эмигранта Питера Лели (Питера ван дер Фаеса), который впоследствии стал придворным художником Карла II и написал множество портретов английской аристократии. В Хэм-хаусе хранятся четыре портрета Елизаветы кисти Лели. 

После смерти владелицы дом переходил ее наследникам, многие из которых были страстными почитателями античности и коллекционерами, покровительствовали художникам Рейнолдсу и Констеблю и поддерживали интерьеры дома в первоначальном виде, добавляя незначительные изменения. Так длилось 250 лет, пока в 1948 году владелец дома сэр Лайонел Толлмаш не передал его National Trust, и Хэм-хаус, спящая красавица XVII века, стал достоянием всех лондонцев. 

Это дом-шкатулка и дом-призрак, чудом сохранившийся внутри современного города. Он существует вне времени, в его стенах витают истории бурного английского прошлого и почти явно ощущается присутствие живших здесь когда-то людей. И нет ничего удивительного в том, что гости время от времени замечают в доме рыжего королевского спаниеля Карла I, пробегающего из комнаты в комнату и бесследно исчезающего в густом тумане истории.   

Оригинальный текст напечатан в специальном выпуске журнала «Зима» #английскийдом . Заказать свою копию можно по ссылке.  

Вера Отдельнова

Новые статьи

Клубный тур по Tate Britain – к юбилею английского художника Уильяма Тернера

Начали с раннего автопортрета художника — того самого, который сегодня можно увидеть на 20-фунтовых банкнотах.…

1 час ago

Путешествие по Оману: часть 2. Столица султаната, ладан и дворец Shangri-La Al Husn

В семидесятые годы прошлого века, после прихода к власти султана Кабуса, некогда уединенный и консервативный…

1 день ago

Эксклюзивные жилые комплексы Лондона: как роскошь и история пересекаются в столице

Новое лицо исторических зданий: когда прошлое обретает современное звучание В отличие от многих других мировых…

1 день ago

Как эмиграция отбирает сильных, бизнес — время, а невыученная математика — деньги. Андрей Мовчан – о нашем совместном проекте «Метаморфозы»

Уже через неделю «Зима» перезапускает проект «Метаморфозы», придуманный совместно с вами, — беседы с русскоязычными…

2 дня ago

Художник из будущего. Уильяму Тернеру – 250

Хотя, если вы видели посвященный ему фильм «Мистер Тернер» (2014), то вряд ли поверите, что…

2 дня ago

Человек, которого нельзя победить: Дмитрий Зимин в фильме «Близкие». Интервью с режиссером Верой Кричевской

Новый фильм Веры Кричевской называется «Близкие». Его главный герой – Дмитрий Борисович Зимин, ученый, создатель…

3 дня ago