Хотя, если вы видели посвященный ему фильм «Мистер Тернер» (2014), то вряд ли поверите, что он вообще умел прыгать — в этой картине он предстал угрюмым, молчаливым и неповоротливым ворчуном. Встретив такого на улице, никогда и не подумаешь, что это художник: в исполнении британского актера Тимоти Сполла он оказался больше похож на современного сантехника из восточного Лондона.
Однако мало кто оказал столь же значительное влияние на искусство, как Уильям Тернер.
Он, во-первых, навсегда изменил отношение всего просвещенного мира к пейзажу. До него пейзаж считался жанром второго сорта, в отличие от исторических полотен или картин на библейские темы. Но именно Тернер вывел его из разряда «удовольствий для простаков» и возвел в ранг высокого искусства. Под его кистью природа перестала быть фоном и стала сама дышать, пылать, реветь и смеяться.
Эмоции моря и неба Тернер начал передавать легкими мазками – за несколько десятилетий до того, как то же самое стали делать Моне и Ренуар. Сравните тернеровский «Последний рейс корабля «Отважный» (1839) и «Впечатления. Восход солнца» Моне (1972) – картину, которая дала названием импрессионизму. И вы увидите, как многому знаменитый француз научился у знаменитого англичанина.
Как и его последователи по ту сторону Ла-Манша, Тернер, по мере развития его таланта, все больше передавал настроение и все меньше беспокоился о соблюдении формы и точности изображения (этим он отличался от себя же раннего – которого критики, еще не познавшие прелестей фотографии, ценили за умение реалистично прорисовывать детали). Его поздние картины, такие как «Дождь, пар и скорость» или «Снежная буря», буквально растворяют предметы в атмосфере и движении. Он умел ловить мимолетные состояния природы – так же, как после него это делали французские импрессионисты.
Про Тернера говорят еще, что он отказался от традиционной перспективы раньше, чем Сезанн (которого иногда называют предтечей модернизма). Пространство на его полотнах размыто – там опять-таки больше чувств, чем формальной логики. Именно он научил европейцев не смотреть, а сливаться и ощущать.
При этом мало кто из равновеликих европейских художников преуспел больше Тернера в карьере. Будущий художник родился в 1775 году в Ковент-Гардене, Лондон, и уже с его детства лондонцы имели честь быть свидетелями его рано проявившегося таланта. Отец Тернера, цирюльник и изготовитель париков, с гордостью помещал детские рисунки сына в витрине своей лавки. Уже в 14 лет Тернер поступил в Королевскую академию художеств, а в 15 его работы начали выставлять. Карьера Тернера развивалась стремительно: не достигнув 30 лет, он уже был членом Академии, открыл собственную галерею и стал востребованным художником.
Впрочем, успех не лишил его молодецкого задора: признание он воспринимал как должное, но в кругу коллег слыл сварливым и склочным занудой, никогда не упускавшим случая поддеть товарищей по цеху. Доставалось от него даже заказчикам и критикам. Оно и понятно – сложно не сделаться заносчивым, когда половина образованного юношества в Европе тебя боготворит.
В зрелые годы реноме чудака начало подкрепляться странными картинами, которые Тернер начал писать против всех устоявшихся в мире искусства правил. Нарисует, бывало, две полоски цвета – серую и коричневую – и вот вам, пожалуйста, рассвет. Современники еще не знали, что всего лет через 50 это будет модно, и хвалить Тернера за предугадывание абстракционизма не спешили (да и слов таких в мире искусства еще не было). А вместо этого все последние годы его жизни судачили о том, что дед сошел с ума.
В полной мере новаторство Тернера смогли оценить только потомки, от Моне и Писсарро, которые специально ездили в Лондон, чтобы взглянуть на работы великого английского пейзажиста, и до наших современников. Сегодня именем Тернера стала называться самая известная в Британии премия для художников, а также одна из самых новых галерей страны – Turner Contemporary в Маргейте, построенная прямо на берегу моря, которое он так любил.
Юбилей британского гения будут отмечать и в Лондоне, и в Маргейте, и во многих других городах.
Галерея Whitworth — Turner: In Light and Shade, до 2 ноября 2025 года, фокус на одну из самых выразительных серий Тернера Liber Studiorum. Эти этюды он создал в 1807–1819 годах, в разгар своей славы, чтобы продемонстрировать разнообразие жанров в пейзажной живописи.
Новый фильм Веры Кричевской называется «Близкие». Его главный герой – Дмитрий Борисович Зимин, ученый, создатель…
«Зима» сразу выехала на место: посмотреть, поздравить и, да, привести себя в порядок после насыщенного…
«Матисс и Маргарита: дань уважения отцу» Музей Современного искусства (МАМ) 4 апреля – 24 августаБилеты на…
К каждой книге из серии «Приключений Эраста Фандорина» и «Приключения сестры Пелагии» Борис Акунин написал…
Эта история произошла еще в XVIII веке, и причина, по которой конец финансового года был…
В первый раз мы (мы — это команда проекта «Зима») пришли в «мэри-джейнах» с тремя…