Комментарии

Заморожено не значит потеряно. Что делать, если ваши активы заблокировали?

Весной 2022 года российские частные инвесторы в один удар оказались отрезаны от своих активов в Euroclear и Clearstream. Ценные бумаги и средства, которые, несомненно, являются собственностью инвесторов, для иностранных депозитариев – теперь активы НРД, которые не двигаются далее его замороженных счетов. Такая своеобразная европейская квази-национализация.

Ситуация оказалась вопиющей и очевидно незаконно нарушающей права тысяч частных российских инвесторов – в большинстве своём обычных, законопослушных граждан.

«Заморожено» еще не значит «потеряно»: у частных инвесторов остается возможность подать заявление на разблокировку активов в компетентные органы Бельгии и Люксембурга, а также воспользоваться российскими механизмами для частичной компенсации потерь. Однако совсем недавно, 2 мая 2025 года, в истории о заморозке активов появился новый виток: издание Reuters сообщило о том, что Euroclear получил разрешение регулятора на конфискацию 3 миллиардов евро из средств российских лиц. 

Предполагаемая конфискация будет носить выборочный характер и коснется, как ожидается, средств в объеме выплат, ранее полученных российскими физическими и юридическими лицами с замороженных счетов типа “С” в Euroclear либо в рамках решений российских судов, либо через российские механизмы компенсации – то есть, средств, которые уже были распределены российским инвесторам без согласия Euroclear. 

Разбираемся, почему это не конец, а ясный знак предпринять действия по разблокировке своих активов. 

Назад в будущее: что изменилось с весны 2022 года?

Если 2022 год стал для инвесторов годом шока, а 2023 – надежды, что разблокировка не за горами, то 2024 и 2025 года – это время, когда стало ясно, что ситуация не просто не разрешается сама собой, но и постепенно ухудшается. 

В июне 2024 года блокирующие санкции в отношении НРД были введены в США и Великобритании. Часть ценных бумаг инвесторов оказалась под тремя замками: если активы имеют связь с США или Великобританией (например, если акции деноминированы в долларах США или их регистратором является британская компания), то для того, чтобы осуществить перевод, Euroclear понадобится не только разрешение Бельгии, но и этих государств. 

Регулирование в ЕС также не стоит на месте: в декабре 2024 года специальные дерогации – то есть случаи, в которых деньги с заблокированных счетов подсанкционных лиц могут быть разморожены – в Регламенте (ЕС) 269/2014 были дополнены пунктом 5j. Говоря простым языком, нововведение позволяет европейским депозитариям, в том числе Euroclear, с разрешения регулятора вернуть себе деньги со счетов НРД, если последний без их согласия списал средства по российским законам, указам или решениям. Именно этим механизмом планирует воспользоваться в этом году, по сообщениям СМИ, Euroclear. 

Российские механизмы: лекарство, но не панацея

Сегодня существует два основных подхода к защите интересов инвесторов:

  • Использование российских механизмов компенсации;
  • Разблокировка активов через взаимодействие с зарубежными регуляторами и депозитариями.

Оба пути имеют право на жизнь, но имеют свои недостатки и требуют индивидуального подхода с учетом потребностей и размера портфеля инвестора.

Стремясь защитить права инвесторов в российском контуре, государство развернуло целый арсенал нормативно правовых механизмов для компенсации потерь. Однако данные механизмы применимы только к относительно небольшой части выплат и активов. А также, как показывают изменения в санкционном законодательстве ЕС в декабре 2024 года, могут привести к конфискации средств в ЕС.

Западный путь: почему лицензия не роскошь, а необходимость

Помимо этого, не стоит ждать, что брокер или банк сделают все за вас. Если стоимость инвестиционного портфеля оправдывает средства, даже при наличии коллективной заявки индивидуальная лицензия помогает «вырваться вперед»: такое заявление рассматривается отдельно, а не в бесконечной очереди из тысячи бумаг тысячи клиентов; позволяет продемонстрировать регулятору все особенности индивидуальной ситуации и установить более эффективную коммуникацию с казначейством. Последнее сможет задать дополнительные вопросы вам напрямую, а скорость рассмотрения лицензии не будет зависеть от проверки всех бенефициаров в коллективной заявке. 

Коллективные иски, несмотря на их кажущуюся масштабность и удобство, часто сталкиваются с системными проблемами. Во-первых, проверка большого количества бумаг и инвесторов неизбежно усложняет анализ и увеличивает риски отказа, особенно если среди участников окажется лицо, связанное с подсанкционными. Во-вторых, ускользает индивидуальный контекст и обстоятельства каждого инвестора. В СМИ уже освещались случаи отказов в коллективных заявках. Здесь как в школьном хоре: все стараются, но если фальшивит кто-то один – впечатление уже не то.

Таким образом, на сегодняшний день получение индивидуальной лицензии остается наиболее надежным путем восстановления возможности распоряжения активами и их реального перевода в неподсанкционный депозитарий. 

Не все потеряно

В практике правоприменения ЕС не обошлось и без позитивных новостей. В частности, отказывая НРД в снятии санкций, Суд ЕС подтвердил важную позицию: активы, хранящиеся на счетах НРД, принадлежат не ему, а конечным бенефициарам. Эту позицию суда не стоит как недооценивать, так и переоценивать. С одной стороны, имеется дополнительная правовая основа для аргументации разблокировки, c другой – сама по себе позиция суда не препятствует применению санкций.

Помимо этого, механизм лицензирования продолжает работать. Возможность подать заявление сохраняется и в ЕС, и в США, и в Великобритании. Хотя Euroclear – бельгийский депозитарий, а Clearstream – люксембургский, в ряде случаев для разблокировки активов необходима лицензия США и Великобритании. Например, если ценные бумаги номинированы в долларах США и фунтах стерлингов, брокер или эмитент зарегистрированы в США или Великобритании.   

Несмотря на сложность процедуры, лицензии действительно выдают, а значит – при должном стремлении и подготовке возможность восстановить доступ к активам остается в руках инвесторов. 

Как показывает стремительное развитие санкционного законодательства зарубежных стран, разблокировка активов, учитываемых на счетах НРД, – это тот случай, когда нужно действовать не завтра, а вчера. Не потратить время зря и с большей вероятностью получить лицензию помогут следующие факторы:

  1. Наличие или получение ВНЖ или гражданства ЕС;
  2. Включение активов в коллективную заявку, ранее поданную брокером, которая может стать дополнительным «трамплином» индивидуальной заявке, особенно, если она была подана до 7 января 2023 года – когда помимо общего основания разблокировки действовало специальное – для активов, заблокированных на счетах НРД;
  3. Прекращение отношений вашего брокера с НРД – оно поможет еще более дистанцировать активы от лица под санкциями;
  4. Подтверждение отсутствия связи с подсанкционными лицами;
  5. Перевод активов и средств на счета в европейских банках и депозитариях;
  6. Внимательный подход к составлению заявления, чтобы предупредить и избежать возможные вопросы регулятора.

Таким образом, история заморозки активов инвесторов на счетах НРД в европейских депозитариях – это вовсе не закрытая история, а динамично развивающийся сюжет. Несмотря на постоянное ужесточение санкционных режимов и геополитический шторм, в котором сейчас живёт весь мир, возможности для защиты и восстановления очевидно незаконно нарушенных западными депозитариями прав граждан остаются и работают. 

Есть только одно, но существенное «но»: именно сейчас самое время переходить от стратегии выжидания к активным действиям, чтобы успеть до завтра, когда креативные санкционные нововведения не усложнят чрезмерно и без того тернистый путь к возвращению своих активов.

Pen & Paper

Новые статьи

Разговор с режиссером. Максим Диденко — о новом спектакле «Саломея»

Расскажите про «Саломею». Почему именно по этому произведению Оскара Уайльда вы решили поставить новый спектакль?…

7 минут ago

К выставке Милле: Анжелюс, картина, которую Франция не позволила у нее отобрать

Angelus Domini — молитва, которая читается в католических храмах утром, в полдень и вечером, зачастую…

23 часа ago

Свежий выпуск «Аэростата» БГ — о новых именах, которые раньше не звучали в легендарной передаче

В свежем выпуске «Аэростата» от 10 августа Борис Гребенщиков знакомит слушателей с музыкой людей, которые…

2 дня ago

Юрий Бутусов: «Кто-то же должен им объяснить, что убивать нельзя»

Незадолго до начала войны Юрий Бутусов набрал курс будущих режиссеров в Академии театрального искусства. Он…

2 дня ago

Их нравы. Британские привычки: о знаменитых fish and chips

Где бы вы ни жили в Великобритании, поблизости наверняка найдётся fish and chip shop (chip shop или, как говорит моя семья — chippy).…

5 дней ago

«Книги, которые важны». Что нужно знать о ярмарке Пражская книжная башня 2025

«70 лет назад Борис Пастернак завершил работу над романом «Доктор Живаго», который принес ему мировую…

6 дней ago