Вечер памяти Майи Плисецкой начался с простой и очень понятной вещи — зал оказался почти переполнен. И в этом было что-то удивительно знакомое: с Плисецкой так происходило всегда. На ее спектакли, юбилеи и премьеры билеты исчезали мгновенно, и, кажется, даже годы спустя это негласное правило продолжает работать.
Сергей Николаевич и Азарий Плисецкий говорили о многом — о родителях и большой семье Мессерер–Плисецких, о главной любви и муже Майи Михайловны, композиторе Родионе Щедрине, о людях, которые ею восхищались. Например, Рудольф Нуреев однажды страшно расстроился, когда на одном из благотворительных вечеров ему не удалось оказаться за одним столом с Плисецкой. Роберт Кеннеди, совершенно очарованный Майей, присылал ей цветы, а позже, в 1968 году, она посвятила его памяти «Умирающего лебедя», превратив номер в молчаливый жест скорби.
Ярким образом возникает видео с легендарным «Лебедем» Плисецкой. Этот номер Майя исполняла так, как не исполнял никто — ни до нее, ни после. Она никогда не берегла себя на сцене, могла танцевать до изнеможения на бис по несколько раз за вечер, под проливным дождем, на открытых площадках, и словно ждала от зрителей той же предельной честности, с какой выходила к ним сама.
Прозвучало и письмо Родиона Щедрина к маме ММ, Рахиль Михайловне — полный гордости рассказ любящего мужа о нью-йоркском триумфе своей ненаглядной Майи: «Танцевала Майечка абсолютно гениально. Зал замер, как будто был абсолютно пустой. После финала раздались совершенно дикие, нечеловеческие аплодисменты, крики «Браво!». Орал весь зал без исключения — представляете себе, что творилось. Я даже подумал, как бы от такого крика не обвалилась люстра. Так орали, скандировали, что в Америке такого случая не бывало, и не отпускали Майю минут десять. А Майя еще подлила масла в огонь — она потрясающе красиво кланялась. Пришлось танцевать на бис…»
И вдруг в архивных видео и фотографиях появляется другая Плисецкая — женщина с безупречным вкусом, героиня модных съемок, звезда советской телепередачи о стиле образца 1970-х годов. На ней — элегантные наряды от ведущих парижских кутюрье: Chanel, Dior, Nina Ricci, Yves Saint Laurent. И смотрится она в них также эффектно, как и в балетной пачке, исполняя свои знаменитые номера на сцене Большого театра.
Этим вечером мы увидели бесчисленное множество граней Майи Плисецкой — и все пронзительно честные, все особенные, сбивающие с ног своей энергией. Каждый раз, когда проекторы в Swedenborg Hall загорались фрагментами ее знаменитых балетов, зал начинал аплодировать — так, словно она танцевала здесь и сейчас, прямо перед нами.
В одном из видео ближе к финалу вечера Майя рассказала про букет роз, поставленный в вазу: «… одна увядает, другая, третья, четвертая, и как их ни подрезай, какими бы ровесницами они ни были, постепенно головки падают вниз… и десять дней стоит одна роза. Одна не увяла. Может быть, с людьми так же?». В этом образе сошлось все — ее характер, ее упрямое жизнелюбие, ее отказ принимать рамки. Она и есть та самая Роза, которая продолжает цвести и сейчас — в том творчестве, которое оставила после себя, и в сердцах людей, которые ее любят, помнят и восхищаются.
Когда встреча завершилась, зрители выстроились в очередь, чтобы поблагодарить Азария и Сергея за такой откровенный разговор. Все экземпляры книги «Век Майи» были раскуплены, и каждого, кто выходил из зала, не покидало чувство, что сегодня они лично познакомились с Майей Плисецкой.
Фотографии: Lusy Klintsova.
Photo by Ludovic MARIN. Ле-Туке — престижный курортный городок на севере Франции, в департаменте Па-де-Кале,…
Вообще dress code — black tie — был соблюден гостями и организаторами с английской пунктуальностью.…
Фото: архивы пресс-служб Джоанны Стингрей. В «Странных новостях» БГ предстает «сыном северной тьмы», каким, собственно, и…
Фото: Асет Героева. Магия имен... Вижу на афише имя Эрнста Любича и сразу вспоминаю «Ниночку»…
Правильный адрес в Париже — половина удачной поездки. Это и маршрут прогулки до отеля после…
Королева Елизавета II была известна своей любовью к собакам и особенно обожала корги. За свою долгую жизнь…