КУЛЬТУРА

ИИ-любовь, «плохие матери» и призраки капитализма: что мы будем читать в 2026 году

James Muldoon “Love Machines: How Artificial Intelligence Is Transforming Our Relationships”

Faber&Faber, 15 января

Джеймс Малдун изучает влияние цифровых технологий на общество в Oxford Internet Institute. Его новая работа — эссе о том, как искусственный интеллект меняет человеческие отношения и само понятие любви. ИИ-бойфренды, друзья и терапевты — а с недавнего времени даже цифровые клоны ушедших близких — все это реальные кейсы собеседников Малдуна. Используя их истории, ученый касается вопросов приватности и показывает, как корпорации эксплуатируют нашу привязанность к машинам. «Чем сильнее нас затягивает эмоциональная близость с ИИ-чат-ботами, тем острее может стать одиночество», — предупреждает он.

Людмила Петрушевская «Времени нет — есть букет колокольчиков»

Vidim Books, 22 января

Сборник дневников и заметок, охватывающих последние девять лет. Тема — наши дни, форма — свободная: некролог здесь может соседствовать с рецептом лапши. Родившаяся в 1938 году, Петрушевская неизбежно сравнивает сегодняшнее время с советским — по масштабам арестов и войн, по возвращению запретных тем, по тому, что ее пьесы снова не ставят. Она вспоминает смерть первого мужа и уголовное дело 1991 года — за «оскорбление президента Горбачёва», — фиксируя частную жизнь на фоне повторяющейся истории. «Да, как будто бы нет больше времени. Нет справедливости, покоя… много чего нет. Но, говорит Петрушевская, есть букет колокольчиков. И наши дети, и свобода, конечно», — гласит издательская аннотация.

George Saunders “Vigil”

Random House (US), Bloomsbury Publishing (UK), 27 января

Сондерс — лауреат Букеровской премии за роман «Линкольн в бардо», с которым новая книга перекликается сюжетно. CEO нефтяной компании К. Дж. Бун умирает в своем роскошном доме. В загробный мир его сопровождает опытный дух по имени Джилл, а у постели собираются живые и мертвые — все те, кому Бун задолжал или кого когда-то обидел. Однако он сам ни в чем не раскаивается. Текст выходит далеко за рамки философского размышления о смерти и затрагивает целый спектр социальных тем: корпоративную жадность, капитализм, проблемы экологии. Читатели сравнивают роман с «Рождественской песнью» Диккенса — только без Рождества и в мрачной, современной версии.

Александр Стесин «Оливковая ветка»

Александр Стесин.

«Новое литературное обозрение», февраль

Автор романа «Нью-йоркский обход», принесшего ему премию «НОС», поэт и переводчик выступает в непривычном для себя жанре автофикшна. Новая книга — сборник историй из медицинского прошлого писателя (Стесин работал врачом-онкологом и занимался гуманитарной работой в Гане), эссе о разломе современного мира и попытках его осмыслить, а также тексты о конфликтах и культурных различиях. За счет поэтики и необычной работы с жанром книгу уже прочат в новые интеллектуальные бестселлеры.

Ej Dickson “One Bad Mother: In Praise of Psycho Housewives, Stage Parents, Momfluencers, and Other Women We Love to Hate”

Simon & Schuster, 12 февраля

Большое исследование американской журналистки ЭйДжей Диксон о том, откуда берутся ярлыки «плохой матери» и почему обществу выгодна стигматизация. Каждый раздел книги посвящен одному из типов родительства, которые нас приучили осуждать: мамы-инфлюенсеры, мать-продюсер (навязчиво продвигающая ребенка в шоу-бизнес), родившие после сорока, мама-сетевик, сексуализированная MILF. Диксон показывает, как идеал «хорошей матери» менялся со времен викторианской эпохи, оставаясь при этом почти недостижимым — и потому особенно удобным инструментом общественного давления.

Gisèle Pelicot “A Hymn to Life”

Penguin Press, 17 февраля

В 2024 году мир потряс судебный процесс над бывшим мужем Жизель Пелико: он был признан виновным в том, что на протяжении десяти лет накачивал жену наркотиками и организовывал ее изнасилование десятками мужчин. Жизель отказалась от права на анонимность и стала важным символом феминистской борьбы. В мемуарах она рассказывает о своей жизни целиком, в том числе о последних годах брака и громком судебном деле. Издатель анонсирует книгу как честный разговор о стыде и травме, но также о надежде и внутренней силе: «частично мемуар, частично — акт сопротивления».

Анна Старобинец — Хроники пепельной весны. Магма ведьм

«Рипол-классик», февраль–март

Фантастический детектив, действие которого разворачивается примерно через 1700 лет после ядерной катастрофы, уничтожившей почти всё живое. На дворе — Новое Средневековье без привычных нам технологий и знаний. Климат стал экстремальным: небо затянуто пеплом, идет темный снег. В одном из поселений начинается эпидемия, причиной которой местные жители считают ведьму-портниху. Расследовать дело отправляют молодого инквизитора. Анна Старобинец умеет удивлять и работать с самыми разными жанрами: зарекомендовав себя как мастер хоррора, в 2017 году она выпустила документальный роман о потере ребенка «Посмотри на него», затем — цикл детских детективов и приключенческий триллер «Лисьи броды».

Antony Beevor “Rasputin аnd the Downfall of the Romanovs”

Orion Publishing, 12 марта 

Неожиданный взгляд со стороны на то, как «barely literate moujhik» из Сибири стал одним из катализаторов революции. Автор бестселлера Stalingrad скрупулезно развенчивает мифы о Распутине, в то же время показывая, как они подогревали недовольство монархией — и как частное (например, отношения с поклонницами и даже приставания к царским дочерям) вплетается в исторический контекст. Бивор делает эту историю актуальной для 2026 года, с иронией заключая что «истории о дионисийских оргиях в высших эшелонах власти оказались куда разрушительнее, чем кто-либо мог представить в то время».

Ann Patchett “Whistler”

Bloomsbury Publishing, 2 июня

Одна из самых влиятельных американских писательниц возвращается с новым романом — как обещает издатель, камерным и светлым. В Метрополитен-музее за Дафной Фуллер следует пожилой мужчина — позже окажется, что он был недолго женат на ее матери, когда Дафне было девять. Как ни странно, между ними обнаруживается глубокая эмоциональная связь и оба они ощущают, будто время между ними исчезает, а прошлое оживает вновь. Это история о памяти и хрупкости общих моментов, переживании утраты и прощении, а еще человеческой любви и понимании — в самых разных проявлениях.

Colson Whitehead “Cool Machine”

Little, Brown Book Group, 21 июля

Финальный том Гарлемской трилогии, каждая книга которой посвящена этапу жизни афроамериканских сообществ в Нью-Йорке. 1980-е, город оживает после финансовых кризисов, на рынке доминирует агрессивный капитализм эпохи Рейгана. Банки отказывают Элизабет в кредите на открытие турагентства, и ее муж Рэй Карни решает провернуть еще одно ограбление –– так он оказывается повязан с легендой и гением криминала. Действие разворачивается на фоне самых разных локаций: от модных арт-сцен и клубов East Village до Sugar Hill в Гарлеме. Двукратный лауреат Пулитцеровской премии, Уайтхед известен своим мастерством смешивать жанры говорить на серьезные темы, не забывая строить захватывающий сюжет. 

Сергей Эйзенштейн «Несделанные вещи»

GARAGE, август 

В книге впервые публикуются материалы к пяти крупным незавершенным фильмам начала 1930-х годов: «Золото Зуттера», «Американская трагедия», Que Viva Mexico!, «МММ» и «Москва». Это авторские эскизы, сценарные наброски, раскадровки, фотографии и рабочие документы — плюс, комментарий исследователей, поясняющий, почему эти проекты никогда не были завершены. Издание раскроет нам другого Эйзенштейна: неснятые фильмы настолько авангардны, что выходят далеко за пределы советского кинематографа, и ничуть не похожи на «Броненосца Потемкина» или «Ивана Грозного».

Евгений Водолазкин, «Последнее дело майора Чистова» (рабочее название)

Евгений Водолазкин.

«Редакция Елены Шубиной», дата выхода неизвестна

Водолазкин — один из самых известных в мире современных российских писателей, его книги переведены на 36 языков. Новый роман — детектив, но, по словам самого автора, он пытался «привить к дичку жанровой литературы нечто совсем иное». Главный герой и рассказчик (отчасти ненадежный) — лейтенант, который занимается оформлением протоколов. Однако когда-то он окончил литстудию Филиппа Семеновича Прохлады и в протоколах использует элегантные выражения «ваш покорный слуга» и «автор этих строк», а еще много рассуждает об искусстве. Местом действия станет полумифический-полуреальный Петербург.

Анастасия Сопикова

Новые статьи

Британия на зимней Олимпиаде: разочарования и шансы завоевать медаль

Великобританию в этом году представляют 53 атлета в 16 дисциплинах. Сборную возглавляет Ева Мюрхед —…

4 часа ago

Реформа аренды и налогов в Англии: что изменится с 1 мая

Законопроект Renters’ Rights Act был принят парламентом и получил Королевское согласие в октябре 2025 года.…

6 часов ago

Великобритания полностью переходит на eVisa, а Евросоюз — на систему EES

С 25 февраля 2026 года Великобритания полностью переходит на цифровые eVisa. Это касается всех типов виз, включая туристические,…

7 часов ago

Путешествие длиною в жизнь. Как прошел вечер памяти Эрика Булатова в Лондоне

На самом деле Булатов никуда не ушел. Он остался рядом — в искусстве, которое создал, в…

1 день ago

Продажи «Грозового перевала» взлетели накануне выхода экранизации

Рост напрямую связывают с ажиотажем вокруг новой экранизации режиссера Эмеральд Феннелл. По данным издателя, после…

1 день ago

От Liverpool kiss до Oxford comma. Английские города в крылатых фразах

Coals to Newcastle Обложка книги "Coals to Newcastle" Иэна Коули. В контексте фразеологии Ньюкасл —…

2 дня ago