О том, как корреспондент RG путешествовал по времени на «Даче» и не спешил оттуда возвращаться.
«Дача – это ваш домик в лесу, который будет путешествовать по времени», — сказала нам в интервью Жозефина Бёртон, директор Dash Arts и организатор фестиваля The Dacha.
В небольшом помещении клуба Rich Mix в Шордиче – целая эпоха. И не одна. Я застала этот «домик», когда он перемещался по 1937 году, уже миновав Николаевскую эпоху и начало 20 века. На входе меня встретила «Утренняя гимнастика» в исполнении Высоцкого, далее я прошла по красной ковровой дорожке — только не голливудской, а нашей, советской, купленной в Азербайджане или, если повезло, в Турции. Когда-то хороший ковер, наравне с чешским хрусталем, считался символом достатка.
Также о символах и дизайне. Большая семья – большой стол. Несколько столов, соединенных между собой, образовали один большой. На них красовались скатерти с разнообразными вышивками, вазы с тюльпанами, самовар, джезва и красивый чайный сервиз. Чай, рогалики, пряники, варенье – все из России, кстати. Даже шоколад «Аленка», который тоже появился намного позже 1937 года, но все-таки он наш – самый советский шоколад в мире! Свет нарочно приглушен. На стене – иконки, кресты, картины. И даже портрет Сталина, который нескромно выделяется на фоне всего остального, удивительно вписывается во все эти декорации. Не выкинешь же его из истории! А 1937 год – это, нужно признать, не только эпоха ковров и рогаликов. Не обошлось и без стереотипных деталей: балалаек и медведей не было, но на полке серванта красовались расставленные в ряд матрешки.
Занимался декорациями «Дачи» дизайнер англичанин, который с большой любовью подошел к вопросу и изучил не кипу книг, чтобы максимально достоверно украсить комнату в стиле той или иной эпохи. Причем декорации этого мини-театра сменяются прямо при зрителях. Актеры тоже переодеваются. Их нетрудно заметить в толпе. В главных ролях – Анна и Григорий (это их сценические имена). Сейчас они играют брата и сестру (ранее были супружеской парой). Григорий – корреспондент «КП», Анна – переводчица. А остальные актеры – их родственники и друзья. Все они из стран бывшего Советского Союза и, кстати, проходили специальный кастинг, чтобы оказаться на «Даче». Элегантные и интеллигентные, герои встречают гостей (вход, кстати, бесплатный), знакомятся с ними, рассказывают о вечере и провожают к чайному столику.
Меня тоже встретили, проводили и подсказали, что сейчас начнется самое интересное. А пока можно расслабиться и поиграть в шашки или карты. Я, разумеется, ослушиваюсь. Как можно расслабиться, когда рядом – такое? Пока ждем это «самое интересное», общаюсь с гостями. Как оказалось, большинство из них – иностранцы. Кто-то пришел случайно (мимо проходил), кто-то потому, что интересуется советской культурой, кто-то был настолько доволен вечером памяти Цоя (тоже от Dash Arts), что решил посещать все мероприятия, организованные этими ребятами. А вот русскоговорящих пришлось поискать.
Преобладание количества иностранцев над россиянами на мероприятиях Dash Arts не удивительно. Жозефина рассказывала, что их главная цель в этом и состоит – рассказать британцам о русской культуре. К сожалению, порой у англичан это сделать получается лучше, чем у нас. Среди организаторов – лишь одна русская девушка с романтичным именем Вера. Вера была ответственна за самое главное: еду, чай и водку. Так что спасибо Вере за «Аленку».
Тем временем подошло время обещанного сюрприза – спектакля «Анна Каренина». В главных ролях: самые настоящие овощи. Анна Карротенина (Carrot) — морковь, Вронский – огурец. Ну, а в конце умирает не только Анна, но и все герои, пожертвовав собой ради вкуснейшего домашнего борща, которым угощали позже зрителей.
Спектакль вызвал бурю эмоций и смеха, восторженные аплодисменты от зрителей. Театр «Борщ», который состоит из двух девушек, специализируется на овощных спектаклях. В их репертуаре также «Преступление и наказание» и «Евгений Онегин». Правда, сейчас девушки выступают все реже – работа не позволяет .
Дальше от юмора перешли к лирике. Елена Дана из Украины спела наши любимые романсы: «Погадай, цыганка, мне», «Утомленное солнце», «Сердце, тебе не хочется покоя», «Две гитары за стеной». Слова последнего зал даже заучивал с помощью певицы и подпевал ей, хотя и не очень активно – все-таки много людей по-русски не говорили. В Англии Лена уже давно (больше 5 лет), а поет, будто все еще на родине – нежно, искренне, страстно.
Программу вечера продолжили 1990-е и постсоветские времена. Завершился первый день «Дачи» показом «Левиафана» Звягинцева.
Текст: Гаяне Аветян.
- Еще одна статья про «Дачу» от Григория Асмолова >>>
В отличие от многих проектов альтернативных пространств, в которых есть жесткие алгоритмы и сценарии, «Дача» открыта, гибка и демократична. Она предоставляет сцену для самых разных форматов – концертов, спектаклей, лекций, игр… И если очень часто изолированность альтернативных пространств подчеркивает «распад связи времен», то мягкость перехода с улица Лондона в пространство «дачи» и обратно, когда выходя из «Дачи», посетители оказывались на Брик Лейн, позволяет интегрировать прошлое и настоящее.