Сразу уточним: главные «кормильцы» королевской семьи – это сама королева Елизавета II и принц Чарльз. Именно королева и ее старший сын получают большинство доходов.
Часть средств королевская семья получает от государства – но не как зарплату, а как доход от The Crown Estate (это называется Sovereign Grant, об этом ниже). Все остальные доходы королева получает от инвестиций, операций с недвижимостью и частных источников, которые не всегда разглашаются – Елизавета II не обязана отчитываться о своих частных доходах.
Ежегодный Sovereign Grant
Это и есть те деньги, которые называют деньгами налогоплательщиков – мол, они уходят из государственной казны на обслуживание королевской семьи. На самом деле все не так просто: за этими деньгами стоит соглашение между королевой и правительством.
Дело в том, что королевской семье (а не лично Елизавете II) принадлежит самая разная недвижимость по всей Великобритании – начиная от замков и заканчивая отдельными улицами, например, большая часть Риджент-стрит. Недвижимого имущества у них так много, что им управляет отдельный холдинг, называемый The Crown Estate.
Однако королева передала его полное управление в руки правительства за комиссию в 15% (комиссия считается от прибыли двухлетней давности). Например, в 2013 году Crown Estate получила прибыль в размере £267,1 млн. Это означает, что в 2015 королева получила по Sovereign Grant £40,1 млн.
Со временем доходы The Crown Estate только растут, поэтому растет и доход королевы. К тому же и первоначальная доля королевы (15%) постепенно будет повышаться. На данный момент ставку уже повысили еще на 8%, и в 2018 — 2019 королева получит £82.2 млн. Это в три раза больше, чем три года назад. А к 2027 году Елизавета II будет получать уже 25% от The Crown Estate.
Королевскую долю в The Crown Estate повышают для того, чтобы «помочь» с ремонтом Букингемского дворца, который обойдется короне в £369 миллионов.
В своих финансовых отчетах королевская семья указывает, что Sovereign Grant тратится на поездки семьи, обслуживание Букингемского дворца, коммунальные услуги, а также зарплату персонала. В общем, на все самое необходимое – сюда не входят такие статьи расходов, как королевские церемонии и служба безопасности.
“Тайный кошелек” Елизаветы
Если что-то пойдет не так, то for a rainy day у королевы есть “тайный кошелек”. Он так и называется — “privy purse”. Это личный доход королевы. Несмотря на название, большой тайны в нем нет. Эти деньги поступают в основном от герцогства Ланкастер (The Duchy of Lancaster, не путать с графством Ланкашир). Это герцогство по сути является еще одной группой объектов недвижимости в нескольких графствах Англии и Уэльса. Сами эти активы королеве не принадлежат, но она имеет право на доход от них.
Например, в 2015-2016 годах в “тайный кошелек” попала выручка в £17,8 миллионов. Согласно отчетам королевской семьи, эта сумма покрывает расходы, которые не покрывает Sovereign Grant, а именно: ее используют для оплаты «expenses incurred by other members of the royal family». Грубо говоря, это “родственники, на которых пришлось потратиться”.
Кстати, личное состояние ее величества оценивается примерно в £340 млн. Она лично владеет замками Балморал и Сандрингем, которые она унаследовала от своего отца, а также имеет ценную коллекцию произведений искусства. По информации Sunday Times, у нее есть портфель инвестиций, который в основном состоит из акций и голубых фишек британских компаний. Его стоимость оценивается в 110 млн фунтов. При всем при этом в список 300 самых богатых британцев она не входит.
Сколько «приносит в семью» принц Уэльский
У принца Чарльза свой собственный источник дохода – это герцогство Корнуолл (по устройству это такое же герцогство, как и Ланкастер у королевы, по сути группа объектов недвижимости). Средства он тратит на себя и наследников. Это значит, что Гарри, Уильям и Кейт, а также Джордж и Шарлотта тоже получают обеспечение из этой суммы.
В цифрах это немало – например, в 2015-2016 финансовый год доход герцогства составил £33,5 миллиона.
В соответствии с законодательством налоги королевская семья не платит. Правда, принц Уэльский делает это все равно – на добровольных началах.
Доходы принца Филиппа
Меньше всех в королевской семье полагается герцогу Эдинбургскому – с 1990 ему выплачивают парламентский аннуитет в размере £359 000. Это даже не зарплата, а скорее возмещение расходов: официально вся эта сумма предназначена для того, что покрывать все его расходы на выполнение общественных обязанностей. При этом есть оговорка, что если он будет тратить хоть какую-то часть на личные цели, то должен будет заплатить налог.
Больше статей – у нас в Телеграме: https://t.me/zimamagazine