Дети

«Русская сказка». Зачем британский режиссер снял фильм про бездомных детей в Перми

28.08.2017Софья Борн

Тема бездомных детей России редко доходит до британского зрителя. Но именно ей посвящен документальный фильм Джейка Моббса «Русская сказка». Фильм рассказывает истории четырех героев, которые в силу неблагополучной обстановки в своих семьях оказались в начале 2000-х годов на улице. Впервые фильм был выпущен в 2013 году, но с тех пор прошел несколько стадий переработок. Этой осенью он выходит в общий прокат на iTunes и Amazon. ZIMA встретилась с режиссером фильма Джейком Моббсом, чтобы узнать, почему он взялся за эту тему, и насколько тяжело было над ней работать.

История «Русской сказки» началась в 2006 году, когда я впервые приехал в Россию. В то время моя сестра работала в благотворительной организации “Мост любви”, которая помогала бездомным детям, живущим на улицах Перми. У меня созрела идея сделать короткий рекламный фильм для этой организации и показать там детей, с которыми я познакомился. Я снял материал, вернулся в Лондон и после того, как перевел текст, понял, насколько важным и глубоким было то, о чем говорили эти дети. В 2009 году я снова поехал в Пермь — уже для работы над полнометражным документальным фильмом.

A Russian Fairytale Trailer from A Russian Fairytale on Vimeo.

Проблема бездомных детей в России обострилась после распада СССР с наступлением экономического кризиса 1990-х. Герои «Русской сказки» — подростки и молодые люди из неблагополучных семей. Многим из них в детстве пришлось убежать из дома, спасаясь от насилия и алкоголизма своих родителей и родственников. На момент съемок все они жили небольшой группой в подвале заброшенного дома, который они прозвали Сказкой.

Одной из самых сложных задач было найти подход к героям фильма — им нужно было принять меня за своего. Здесь мне помог предыдущий опыт работы с “Мостом любви”,  а также то, что подростки знали мою сестру и доверяли ей. В самом начале мы думали, что поняли, кому из героев можно доверять, кто был готов общаться с нами. Однако со временем многое поменялось. Мы приезжали в Пермь три раза — сначала для съемок благотворительной короткометражки, потом дважды для документального фильма. Один человек, который нам с самого начала очень нравился, оказался в тюрьме, когда мы вернулись во второй раз. Другой парень, который сначала вообще не хотел общаться с нами, постепенно стал одним из главных героев фильма.

В работе над фильмом очень важно было понять, как герои относятся к своему нынешнему состоянию. Несмотря на то, что они живут на улице, у них сохранились связи с родственниками и другими близкими людьми, и им не хотелось, чтобы те видели в них бомжей.

Это сложно объяснить. Конечно же, они бездомные, но они не считают себя наравне со взрослыми бездомными людьми. Скорее, они видят себя свободными.

Если всмотреться в истории, рассказанные в фильме, все эти молодые люди нашли в жизни на улице настоящее убежище от неблагополучия в своих семьях. Оказавшись на улице, они очень быстро пристрастились к новой жизни с помощью наркотиков и чувства свободы, а от этого очень тяжело избавиться.

Получается, что одной стороны, героев «Русской сказки» держат на улице наркотики, друзья и ощущение абсолютной свободы. С другой — им невозможно вернуться в нормальную жизнь из-за отсутствия социальной инфраструктуры, которая предлагала бы им альтернативные варианты построения этой жизни. В фильме некоторые из героев периодически добровольно уезжают в реабилитационные центры, но и в этом есть свои сложности. Большинство реабилитационных центров поддерживаются религиозными организациями, которые одновременно с реабилитацией пытаются обратить посетителей в религию. Такой подход не всем нравится: одна из героинь фильма сбежала оттуда раньше времени. Для тех же, кто проходит весь курс и полностью избавляется от алкогольной и наркотической зависимости, картина тоже не всегда однозначна. И в этом и заключается основная проблема. Когда они выходят из реабилитационного центра, они оказываются без какой-либо поддержки. Мост между реабилитацией и поиском собственного жилья и работы попросту отсутствует. При отсутствии социальных программ единственным выбором для них остается вернуться на улицу.

Снимать фильм в России мне было не очень легко — подход к производству в Англии и России отличается. Но были как минусы, так и плюсы. Когда мы снимали, был экстремальный мороз, и это нам тяжело давалось. При этом на съемках у меня было ощущение полной свободы. Нас никто не трогал, мы практически никогда не видели полицейских, в то время как в Англии полиция всегда присутствует на улицах. Если бы мы снимали в Лондоне, нас бы сразу же остановили, стали бы спрашивать, есть ли у нас разрешение на съемку, и так далее… Так что мы явно ощутили большую свободу в том, что мы могли снять фильм так, как мы хотели, придерживаясь собственных правил и расписания, и мне это очень понравилось.

Хотя при этом я понимаю, что рисковал здоровьем, проводя многие часы в темноте и в тесных условиях с героями фильма: многие из них страдали от туберкулеза и ВИЧ. Но для меня было важно рассказать их историю. Важно, потому что это небольшая, но нерассказанная часть истории России. Их истории — прямое последствие краха Советского Союза, которое очень быстро было замято в публичном дискурсе. «Русская сказка» представляет очень четкий портрет настоящих людей, чьи жизни были глубоко затронуты последствиями распада СССР. Их осталось не так много, и они быстро умирают, и я просто надеюсь, что люди смогут посмотреть фильм, понять и принять во внимание его главных персонажей, и просто задуматься об этом периоде в современной истории.

Я не хотел снимать слишком темный фильм, который не оставляет зрителям повода для надежды. Тем не менее просмотр «Русской сказки» оказывается не из легких.

Здесь есть сцены, в которых герои принимают наркотики, или откровенные моменты, в которых жители Сказки рассуждают о своей судьбе и мечтах о другой жизни. Совсем не многие из них реализуют свои мечты: сегодня большинство из героев фильма продолжают жить на улице, а некоторые погибли.

Статистику по беспризорности на сегодняшний день очень трудно определить. По официальным данным, между 2008 и 2013 годом число беспризорных детей в России снизилось почти вдвое, до 91 тысячи по всей России. Другие источники считают, что статистика намного выше, в миллионах. Само отсутствие достоверных данных – большая часть проблемы. Если мы не знаем, сколько детей нуждается в помощи, кто они и где они, то как мы можем начать предлагать им помощь в систематическом порядке? Все указывает на то, что беспризорность в России остается далеко не самой важной социальной проблемой на повестке дня.

Я испытал это на себе, когда искал финансирование на съемку «Русской сказки» у российских источников. Я встретился с несколькими очень богатыми людьми, и один разговор мне особенно запомнился. Я в деталях описал своему собеседнику тему фильма, излил ему свою душу, объяснил, что у меня есть уникальная возможность поговорить с этими ребятами, и мне всего лишь нужна небольшая сумма, чтобы купить кое-какое оборудование и билеты на самолет. На что мой собеседник просто усмехнулся и ответил: “Знаешь, я эту сумму трачу за ночь в казино, но тебе я эти деньги не дам”. Да, практически так мне и сказал… Я не думаю, что он пытался дразнить меня. Он просто посчитал нашу встречу довольно забавной.

«Русская сказка» была показана на нескольких кинофестивалях в России, Европе и США в 2013 году, и собрала различные награды, в том числе за «Лучший документальный фильм» на NY Bronx Film Festival, Canada International Film Festival и Mosaic International. Этой осенью «Русская сказка» выходит в общий прокат. Фильм в скором времени будет доступен на iTunes, Amazon, а также на сайте дистрибьютора Journeyman Pictures. Джейк  Моббс также продолжает распространять фильм через частные показы для самых разных аудиторий. Если читателям ZIMA эта тема покажется важной, мы тоже обязательно покажем этот фильм.

Еще подробнее о «Русской сказке» можно почитать на сайте фильма.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: