Единство непохожих

В России сегодня принято говорить об отсутствии социальной терпимости. При этом, в качестве примеров приводятся крупные религиозные конфликты или неуважение к представителям сексуальных меньшинств. Но что же происходит на бытовом уровне – иными словами, как каждого из нас ежедневно касаются вопросы толенрантности?

Если спросить у обычного человека, что такое социальная терпимость, он, скорее всего, расскажет об уважении к мигрантам, внимании к инвалидам и пожилым людям. Это норма вежливости – пропустить бабушку вперед, уступить место в транспорте. Но истинная причина нетерпимости кроется гораздо глубже – ее корни в способности принимать право другого человека жить так, как он считает нужным. Можно уважать труд дворника, который приехал из Узбекистана, но при этом резко критиковать владельцев собак — просто потому, что предпочитаешь кошек.

Моя соседка Галина Петровна, по ее собственным словам, «очень любит животных» —  много лет в ее квартире живет кот Барсик. Но это не мешает ей каждый раз, выходя во двор, громко ругать владельцев других питомцев. Соседи, знакомые и случайные прохожие – все знают о том, что собаки бесполезны и опасны, так как часто заменяют людям детей, переносят смертельные заболевания и вредят окружающей среде.

Или, например, коллега по работе Евгений – курильщик с 15-летним стажем. Появление закона об ограничениях курения в общественных местах очень его возмутило, но на привычный образ жизни нисколько не повлияло. Более того, Евгений считает, что волноваться должны те, кто не курит. «Кого-то не устраивает табачный дым – пусть отойдет, в чем проблема? Если я испытываю потребность в сигарете, то буду курить, где захочу! С моим мнение никто не считается — почему я должен считаться с другими?».

Конечно, такие случаи можно списать и на чудачества, и на эгоизм — если бы они были единичны! Но когда осуждение, обсуждение и навязывание превращается в привычку – это уже тенденция, особенно заметная, когда смотришь на нее глазами иностранца.

Сесиль живет в России несколько лет – и постоянно открывает для себя что-то новое. Последним открытием стала общественная баня.

«В парной очень жарко, как человек непривыкший, я села внизу. И вот все присутствующие женщины, стали меня убеждать подняться повыше, так как «молодым это полезно». Причем, сначала они уговаривали, а потом уже начали какую-то агрессию проявлять. В общем, я предпочла уйти оттуда побыстрее».

И почему в России незнакомые люди постоянно тебе дают советы?

Вопрос интересный. Скорее всего, он связан с нашей ментальностью. Все помнят пословицу «Старость нужно уважать, малышей —  не обижать!»? Она о том, как «нужно» и как «не нужно» жить. При этом градация, кого уважать и не обижать отсутствует. А если пожилой человек тебя в транспорте намеренно толкает – его за это уважать? Или ребенок тебе в глаз камешком кинул – не обижать? Это гипотетические ситуации, но они отлично иллюстрируют однобокость подхода, когда ко всему в жизни нужно применять определенные нормы и рекомендации.

Моя русская подруга, живущая в Париже, рассказывает, как однажды в присутствии своего приятеля из России, поздоровалась с местным «клошаром» и спросила его как дела.

«И в этот момент русский друг на меня так посмотрел! «Ты что – с бомжами здороваешься?!» Я сначала стала объяснять, что он давно на нашей улице живет, что я всегда здороваюсь, а потом поняла, что бесполезно. Это сложно в России понять – есть правила с кем здороваться, с кем нет. А тут я  — со своими рассказами о гуманности».

Таких примеров может быть очень много. Но все они говорят об одном – если не давать права окружающим отличаться от нас, если пропагандировать какие-то общие для всех законы жизни – не будет в обществе никакой социальной терпимости! И только признание разности мнений, установок, позиций поможет снизить уровень агрессии между конкретными людьми и социальной напряженности общества в целом .

Ведь непохожесть – это не дефект, а  подарок, помогающий людям видеть жизнь во всем ее многообразии.

Будьте счастливы и любите друг друга!

 

Елена Лысак

Журналист - пишу о жизни в России для иностранных изданий. Преподаватель - рассказываю студентам о работе со СМИ и основах журналистики. Социолог - занимаюсь гендерными исследованиями российского общества. Учусь в магистратуре Университета Сорбонна, живу в Москве.

Новые статьи

Чем заняться в Лондоне в феврале: афиша «Зимы»

Фестиваль орхидей в садах Кью Когда: 1 февраля — 2 марта 2025 Где: Kew Gardens, Royal Botanic Gardens, London TW9 3ABБольше информации по ссылке.…

25 минут ago

Налоги Абрамовича, неудобный Холокост и другие темы недели

Так. Еще одна неделя подошла к концу, и я могу с облегчением выдохнуть. Ведь в…

28 минут ago

«А что, если…?» Художница Даша Лойко-Гриер — о нелинейном восприятии времени, философии искусства и «памяти» о будущем

Расскажи пожалуйста про свой путь в искусстве: как и почему ты решила стать художником? Почему…

3 дня ago

«Зиганул» или не «зиганул» Маск? И другие истории недели

Трамп, Маск и «фашизм 2.0» Британия - страна в плане общественных дискуссий особенная. Она сравнительно…

7 дней ago

Об антивоенном кино, контексте времени и современных героях: разговор Александра Роднянского и Веры Кричевской

Кино, считает Роднянский, отражает смену настроений в обществе лучше любых соцопросов. В этой книге он вспоминает свой профессиональный…

1 неделя ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Жемчужины модернизма

Хоумвуд, СуррейThe Homewood Когда архитектору Патрику Гвинну было двадцать четыре, он задумал переделать классический викторианский…

1 неделя ago