Досуг

Анти-Шопен, джаз, Pushkin House

27.10.2014Яна Рожкина

В скромной прихожей Пушкинского дома было немноголюдно. По-будничному одетая девушка с длинной косой и в очках в роговой оправе неторопливо разливала напитки немногочисленным гостям, не поскупившимся на платное угощение. Тут в дверях показалась торопящаяся женщина лет 60, не по погоде тепло одетая в полупальто и кепи, весь образ которой почему-то напомнил мне постсоветские 90-е. Она очень суетилась и складно по-английски спрашивала девушку с напитками о фильме «Курехин». Последняя пыталась ей что-то объяснить и даже перешла на русский. Женщину ответ не устроил, и она быстро-быстро стала жаловаться на русском. Тут подоспела помощь в лице другой работницы Пушкинского Дома, которая, всплеснув руками и ядовито улыбнувшись, стремительно подошла к недовольной посетительнице и с разбегу выплеснула на нее фразу на английском: «What’s the problem, madam?» С ударением на последнем слове. Madam не растерялась и также на английском объяснила, что она купила билет на фильм «Курехин» и , позвонив в Пушкинский Дом, узнала, что фильм будет в 7.30 вечера, а когда пришла, выяснилось, что фильм показывали намного раньше. Все так же ядовито улыбаясь, представительница очага русской культуры, по-советски не извиняясь, отрезала, что фильм уже прошел, и сделать они больше ничего не могут.

Вся эта сцена пролетела перед моими глазами в одно мгновение, пока я все еще присматривалась к неприветливому зданию и думала, туда ли и попала.

В самом разгаре шел привезенный из Санкт-Петербурга в Британию фестиваль Take another look, призванный показать неформальное искусство творческой элиты из северной столицы России, одним из мест проведения которого является Пушкинский Дом. Фестиваль стартовал в Лондоне 23 октября с параллельными мероприятиями в Манчестере, Дублине и Гилфорде.  Программа фестиваля обширна – это музыка, театр, танец, кино, фотография, медиа-арт, профессиональные встречи и дискуссии. Организаторы мероприятия видят свою миссию не только в том, чтобы познакомить местную публику с андеграудными течениями петербургского мира искусства, но и расширить границы русско-британского сотрудничества. По сути, это такой масштабный разноплановый networking и культурный обмен.

Мне удалось попасть на выступление пианистки Полины Фрадкиной и композитора джазовой музыки Андрея Кондакова, которое как раз и проходило в Пушкинском Доме. Гостей было не густо: скромные русские женщины старшего поколения и группа молодых иностранцев, специально приглашенных организаторами.

Полина Фрадкина родилась в семье музыкантов и стала заниматься музыкой в 5 лет. Она гастролирует по всему миру, участвует в международных музыкальных фестивалях, преподает и делает мастер-классы. Ее новаторский стиль игры на пианино неподражаем, она смешивает классику с современными музыкальными течениями и не боится экспериментировать.

Полина Фрадкина полностью соответствует заявленному образу. Одетая в черная, излучающая энергию и внутреннюю силу, она начала свое выступление с впечатлений от Лондона, города-мечты. Пианистка быстро переходила с английского на русский, и наоборот. «У меня голова кружится от всех этих названий..» — не переставала она повторять. О Лондоне она мечтала давно, с тех пор, как прочитала в детстве Оливера Твиста. В последнее время Полина создает современную музыку, музыку для фильмов. Как она объяснила, ее музыка – это смешение джаза и музыки современной. Все вместе это позволяет создать новый, неизведанный мир. Полина представила отрывки со своего диска «Анти-Шопен», для начала сыграв кусок из оригинального Шопена, а затем поразила всех слушателей умопомрачительной комбинацией низких тонов. Сама она назвала это физиологической музыкой, которая в первую очередь полюбилась детьми. Эта музыка вызывает ощущение, что ты можешь все. Вслед за этим отрывком пианистка, разогревшись, совершенно мастерски исполнила одну из сонат композитора Игоря Друха, посвященную его матери. Необыкновенное сочетание игры на пианино и аудиозаписи каркающих ворон и весенних птиц переносит тебя в потусторонний мир — мир ощущений самого автора, его мыслей, звука его сердца, его боли и тоски. После того, как прозвучал последний звук сонаты, слушатели несколько минут сидели в оцепенении, под сильным впечатлением не только от композиции, но и от самого исполнения. Мы, наконец-то, постигли идею «нового мира». Браво!

Андрей Кондаков — один из наиболее ярких российских джазовых композиторов и исполнителей, арт-директор петербургского джазового клуба JFC, на джазовой сцене он с 1978 года. Знаменитый пианист разъезжает по миру, известен в джазовых клубах Нью-Йорка, Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. В Лондоне Андрей выступал в нескольких барах, включая и Pizza Express. Гости слушали игру Андрея, затаив дыхание. Здесь звучали нотки классического, авангардного и современного джаза. Знаменитый джазовый композитор виртуозно исполнил произведения из своего Бразильского альбома и другие композиции из своего творчества, в числе которых было трогательное сочинение, посвященное жене.

Несмотря на неприветливые стены Пушкинского Дома, слабую организацию и какое-то чувство разлаженности и недоработки, выступления двух виртуозных пианистов из Санкт-Петербурга были на очень высоком уровне. Профессионализм и креативность – вот два ключа подобного успеха. А самое главное, я теперь совершенно ясно понимаю, что такое – современная музыка.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: