Журнал «Сноб», благотворительный фонд «Линия жизни» и лондонский Chance for Life провели вчера в Waterstones еще одно мероприятие из серии, которую они сами называют «литературно-музыкально-интеллектуальным абонементом». На эти вечера приглашаются известные художники, писатели, музыканты и журналисты, а доходы от встречи уходят на адресную помощь подопечным благотворительных фондов.
Как рассказала президент фонда «Линия жизни» Фаина Захарова, в этом году их фонд отмечает 10-летие, и за это время было спасено 7657 детей (плюс, возможно, еще два ребенка, в поддержку которых гости вчера оставляли деньги).
Понятно, что успех таких встреч, по большей части, зависит от выступающих, и вчера было действительно интересно. Про свои взаимоотношения с Лондоном рассказывали авторы недавно вышедшей в проекте «Сноб» книги «Лондон: время москвоское». А расспрашивал их главный редактор журнала Сергей Николаевич.
Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, живущий в Англии с конца 1950-х годов, начал, со свойственной ему прямолинейностью, с объяснения причин, по которым Лондон всегда был популярным направлением у эмигрантов из разных стран:
«Это была единственная страна в Европе, которая разрешала людям, подсудимым или осужденным за рубежом по политическим причинам, поселяться в Англии. Потому здесь жил Маркс, потому здесь жил Ленин. Позже, особенно после Второй мировой войны, приезд в Англию стал исключительно трудным. Поэтому в этот период в Англии очень мало русских, по сравнению с другими странами.
Когда я приехал сюда в 1954 году, здесь все продавалось по карточкам.
Как же я здесь оказался? Я получил стипендию на обучение в Оксфорде, и лет 40 не знал, почему я ее получил. Только лет 15 назад узнал, что комиссия не обсуждала академические достоинства кандидатов, единственный вопрос, который она обсуждала — это кто из кандидатов имеет наибольшие шансы не стать бременем британской казны. Все были гуманитариями, а я единственный дурак, который пошел на инженера».
«Сегодня ситуация обратная. Англия — самая щедрая страна в плане пособий. Наши соотечественники проживают здеь относительно хорошо. 240 тысяч. Они вторые по численности здесь в тюрьмах. Есть очень очень богатые, которых британцы недолюбливают, потому что они вытеснили их из Mayfair и Челси на перефирию. Люди, которые раньше правили страной, сейчас живут на окраинах. Они только миллионеры!»
Зиновий Зиник, писатель, литературный критик, один из авторов сборника «Лондон, время московское», живущий в Англии с 1970-х годов, сказал про книгу (и про страну):
«Эта книжка замечательна тем, что в ней представлены все возможные поиски традиций, консерватизма, чувства стабильности в Лондоне. Это единственное, по-моему, чего нет в этой стране, и особенно в Лондоне. А именно стабильности и консерватизма. Здесь все меняется».
«Лондон переживает сейчас золотое время. В Лондоне новые люди. Чем хороша эмиграция? Когда появляются новые люди — можно рассказывать старые анекдоты!»
С Иван Иванычем пора кончать!
«Говоря о старых анекдотах. Я два года провел в Bush House — только там можно было услышать русскую речь, на русской службе BBC. И только года через два я впервые услышал фразу на русском, на улице. Это было на High Street Kensington — видимо, недалеко от посольства. Я шел по этой улице и вдруг за спиной я услышал: «С Иван Иванычем пора кончать!» Это был 1977 год, наверное».
Журналист Юрий Голигорский, также работавший с конца 1970-х годов на BBC, рассказал, как он проводил прямую линию с Маргарет Тэтчер, которой жители — тогда еще СССР — звонили и задавали свои вопросы. Планировалась, что эфир будет идти 59 минут, но никто не был уверен, наберется ли столько звонков. Звонков, однако, набралось 800, в эфир пустить успели 15, и на 60-й минуте, как было обговорено, Юрий Голигорский эфир закончил. Маргарет Тэтчер была недовольна: «Что случилось? Почему вы прервали эфир?» — «Ну как же, господин премьер-министр, мы же договорились, что он будет длиться 59 минут». И тут Тэтчер сказала фразу, которую журналист, по его признанию, не забудет уже никогда: «Я всего лишь премьер-министр. А вы профессионал. Вы должны были предусмотреть!».
Закрывала встречу писательница Жужа Д. Она рассказала о том, как пыталась своего 10-летнего сына подготовить к обучению в одной из лучших британских школ, Итоне. Оказалось, что один из вопросов, которые задавали на собеседовании детям, звучал так: «Где та точка, в которой здравый смысл превращается в безумие?» Этот вопрос оказался не столь актуальным для 10-летнего мальчика, но сама Жужа задумалась об этом серьезно. И ответ на него нашел свое отражение в рассказе «Свидание», который также был включен в лондонский сборник.
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…