В Saatchi gallery открылась масштабная экспозиция Post Pop: East Meets West, собравшая 250 работ художников и скульпторов из стран бывшего Советского союза, Китая, США и Великобритании.
Инициатором выставки выступил Игорь Цуканов, коллекционер и основатель Tsukanov Foundation, не в первый раз сотрудничающий с Saatchi gallery. Невероятный успех выставки «Breaking The Ice: Moscow Art 1960-80s», прошедшей в 2012 году, положил начало пятилетнему плану сотрудничества фонда и Saatchi по продвижению советского послевоенного искусства на западе. Кураторы выставки (одним из которых является Андрей Ерофеев, бывший директор департамента современного искусства в Третьяковской галерее) решили показать трансформацию свободного в своем выражении поп-арта в западных странах и его аналог в двух крайне закрытых в то время коммунистических державах: СССР и Китае. Делают они это через призму шести направлений, которые отражают не только традиции и устои общества, но также повседневную жизнь и политические процессы, происходящие внутри стран.
Экспозиция разделена на шесть тем: решив начать выставку с Habitat, Advertising and Consumerism, кураторы плавно переходят к другим темам постпоп-арта, а именно: Celebrity and Mass Media, Art History, Religion and Ideology, а завершается все Sex and the Body на третьем этаже.
![untitled (11 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-11-of-19.jpg)
Александр Косолапов. Hero, Leader, God. Леонид Сохов. Dollar and Hammer. Фото www.ukatephoto.com
Каждая работа, выставленная в Saatchi, является уникальной, но при этом представлет собой часть одного большого и продуманного до мелочей проекта. Многие все же заслуживают особенного внимания — как, например, скульптура Александра Косолапова «Hero, Leader, God», демонстрирующая воинственную походку Владимира Ильича, статую Христа и объединяющего их Микки Мауса. Ну, про статую Христа и Микки Мауса в качестве лидера нации свободного мира (а также повсеместного доброжелательного участника любых конфликтов на планете, где присутствует даже минимальное упоминания о деньгах и ресурсах) все ясно, но вот почему Владимир Ильич в 2014 до сих пор Hero вызывает некоторые вопросы. Смысл названия так и остался для меня загадкой.
![untitled (5 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-5-of-19.jpg)
Александр Косолапов. Icon caviar. Фото www.ukatephoto.com
Две другие работы Александра Косолапова («Lenin and Coca-cola» и «Icon caviar», вызвавшая когда-то большой резонанс в Третьяковской галерее), как нельзя лучше демонстрируют постпоп-арт 90-х: противопоставление Востока Западу, бывшей героической идеологии новой идеологии потребления, — в общем, полный бардак, происходивший в то время не только в стране, но и в умах людей.
![untitled (6 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-6-of-19.jpg)
Александр Косолапов. Lenin and Coca Cola. Фото www.ukatephoto.com
Инсталляция Леонида Сокова «Dollar and Hammer», законченная в 2010 году (странно, что не в сентябре 2014), просто требует другого названия — «На злобу дня», например. Смотря на эту работу, отражающую борьбу железного доллара и деревянного молота, так и хочется всплакнуть о судьбе падающего в бездну рубля в России. Ничего деревянный молот, бывший когда-то символом силы, не может сделать с железным, на сегодняшний день, долларом. Разве что оставить вмятину на пару-тройку копеек.
На выставке также присутствуют работы уже так полюбившимся лондонцам Ильи и Эмилии Кабаковых, портреты самолюбования эпатажного Владислава Мамышева-Монро (и его же в роли Владимира Владимировича), работы Айдан Салаховой, несколько портретов Путина-Ленина-Сталина, целый зал, посвещенный размышлениям на тему писсуара Марселя Дюшампа, а также весьма интересная инсталяция известного “человека-собаки” и представителя московского акционизма Олега Кулика. Инсталяция, девушка на которой очень напоминает Анну Курникову, отражает все, чем так известен русский теннис, — волю к победе, силу, энергию, а также столь любимые зрителями и не поддающиеся контролю теннисисток вопли, издаваемые во время удара по мячу.
![untitled (2 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-2-of-19.jpg)
Илья и Эмилия Кабаковы. Incident in the Corridor near the Kitchen, 1989. Фото ukatephoto.com
![untitled (14 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-14-of-19.jpg)
Айдан Салахова. Bas-relief. Фото ukatephoto.com
![untitled (19 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-19-of-19.jpg)
Олег Кулик. Теннисистка. Фото ukatephoto.com
Западную часть экспозиции представляют работы около двадцати художников, включающих такие имена, как Пол МакКарти, Джефф Кунс, Cинди Шерман, Ричард Принс.
![untitled (15 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-15-of-19.jpg)
Зал Sex and the Body . Фото www.ukatephoto.com
![untitled (16 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-16-of-19.jpg)
Gu Wenda. United Nations — Man and Space. Инсталляция из человеческих волос. Фото www.ukatephoto.com
Некоторое работы удивляют, некоторые пугают, но в большинстве своем экспонаты вызывают улыбку и смех. Во всем своем разнообразии выставка отразила главную идею последователей постпоп-арта или его аналога в коммунистических странах — соц-арта, а именно: восприятие повседневности, чрезмерного потребления и культа личности через призму юмора, который как ничто лучше показывает истинную суть вещей, важность которых так часто бывает переоценена.
![untitled (18 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-18-of-19.jpg)
Группа «Синие носы». Кухонный супрематизм. Фото www.ukatephoto.com
![untitled (10 of 19)](https://zimamagazine.com/wp-content/uploads/2014/12/untitled-10-of-19.jpg)
Гриша Брускин. Скульптуры (из серии «Потерянный рай»), 1990 г. Фото www.ukatephoto.com
Выставка в Saatchi продлится до 23 февраля.