Успев прокатиться по многим странам, парочка Познер — Ургант добралась наконец-то и до нашего Альбиона.
Иван Ургант в этом фильме, как указано в титрах, — ведущий. Хотя, скорее, он играет роль московского жлоба, неуклюже пытающегося «подыгрывать» автору Владимиру Познеру. Вот одна из Ваниных шуток: «А «кокни», между прочим, это не глагол».
Надо сразу признать: телесериал хорош уже тем, что в нем часто дают cлово самым разным британцам из многих, как говорят сегодня, социально-экономических групп. Создателям фильма удалось привлечь актеров, парламентариев, писателей и телеведущих, так же как и простых людей с улицы, к примеру, лондонского кэбби (таксиста) или выходцев с Карибских островов. Лондон глазами кэбби — это отличная находка, мы их тут очень ценим и любим. С Познером беседуют Стивен Фрай, социолог Кейт Фокс, герцогиня Норфолкская, главный редактор газеты Обзервер, комедийный актер Эдди Иззард. Тут богатый vox-pop, «глас народа», и все это несмотря на постоянные попытки Познера с философски умным видом задвинуть людей в тот или иной стереотип. Силен телесериал также тем, что в нем показаны многие общественные традиции и церемонии. Но в целом визуальный ряд довольно беспорядочный, часто говорят одно, а показывают нарезку эпизодов к теме рассказа отношения либо не имеющую, либо имеющую, но лишь по ошибке. К примеру, Познеру говорят, что «угандийцы» многого достигли в британском обществе, после чего на экране появляется карибская семья, где пожилая дама демонстрирует Познеру свой орден, полученный от королевы. Познеру не объяснили, что «угандийцы» в Великобритании — это индийцы, бежавшие из Уганды во времена Иди Амина.
Другой момент: Владимир Познер пытается смотреть на Англию глазами «француза» — каковым он сам себя считает. К примеру, он настаивает, что Лондон город некрасивый, но в нем есть красивые места. Ну, конечно, где уж тут Лондону cостязаться с Парижем барона Османа! Но сотни моих туристов, так же как Иван Ургант, с этим совершенно не согласны. Или, вот, автор считает, что русские больше любят французов и немцев, чем англичан, несмотря на войны. Тут следует напомнить, что во всех важнейших европейских cражениях последних 200 лет Англия и Россия были союзниками: и в Наполеоновских войнах, и в Первой и во Второй мировых. Со словом «любят», правда, трудно спорить, ох, уж, эта загадочная русская душа…
В фильме предостаточно ляпов, фактических ошибок, неправильных переводов. Боюсь прослыть крючкотвором, но приведу некоторые из них:
★ Познер обсуждая с герцогиней Норфолкской в сказочном замке Арундел взаимоотношения между аристократией и монархией, говорит, что временами корона и аристократы входили в конфликт. И приводит в пример Войну Алой и Белой розы. Этот термин придумал наш любимый писатель Вальтер Скотт, перепутав белую розу с белой лилией йорков. Историки зовут ее «Войной кузенов»: две монархических ветви бились друг с другом за престол. Я-то ожидал, что такой прекрасно образованный человек как Владимир Познер, приведет в пример Гражданскую войну XVII века, во время которой одна половина аристократии во главе с Кромвелем была на стороне парламента, а вторая — на стороне короля.
★ Когда Познер с Ургантом едут на кораблике по Темзе, Ургант c ошибкой в пару километров определяет по мачтам клипера Катти Сарк местоположение нулевого меридиана. Если вы посмотрите на карту, нулевой меридиан пересекает Темзу через Арену O2, она же бывший Купол тысячелетия, а не у Катти Сарк.
★ Познер как и многие другие перепутал коронацию королевы (июнь 1953) с ее восхождением на престол (февраль 1952, в день смерти ее отца Георга VI). Он говорит: «Будущая Елизавета II направилась на коронацию в Вестминстерское аббатство на золотой карете…»
★ В эпизоде охоты на уток cтарший ведущий сообщает, что если на вас выбежит лиса, то стрелять в нее нельзя, если медведь выбежит — тоже нельзя. Англичане, может быть, и рады были бы стрелять в медведей, но их уже больше тысячи лет на Британских островах нет. Познер замечает, что настоящий охотник должен купить себе красное пальто. Но почему-то ни на одном охотнике в этом эпизоде красных пальто нет. Потому что сьемщики перепутали обычную охоту с парадной и красочной лисьей!
★ Рассуждая об островной сути англичан, Познер возмущается тем, что они дорогой его французскому сердцу Ламанш называют English Channel, «Английский канал». «Какой же он «канал»? — вопрошает Познер. Это типичный «ложный друг переводчика». Владимир Владимирович, откройте приличный словарь, скажем, Оксфордский, и вы сразу обнаружите, что первое значение слова «channel» — это «широкий пролив». А «канал» по-английски попросту «canal».
Большинство ляпсусов проистекает из-за того, что фильм перед выпуском не дали посмотреть эксперту по Англии — скажем, любому лицензированному лондонскому гиду.
К непрофессионализму следует отнести также и то, что Познер не очень отдает себе отчет в каком жанре журналистики он работает. Он — признанный мастер интервью, а рассказ должен быть «травеложным», о путешествии. Поэтому любительски выглядит эпизод, где Познер полчаса берет интервью у бывшего посла в России, а потом еще полчаса рассуждает об интервью, как высшей форме журналистики. Но, может быть, российский зритель в восторге каждый раз когда Владимир Владимирович открывает рот, о чем бы речь ни шла?
От многих материалов немного несет тухлятиной. Познер пытается показать Англию замороженную лет тридцать назад. Очень много внимания уделяется принцессе Диане, о которой британцы уже почти забыли, но вот американцы и россияне забывать не хотят. Милейшая из принцесс как следует полила грязью королевскую семью, а потом погибла в автокатастрофе в центре Парижа вместе с любовником-арабом по вине пьяного водителя. Красиво ушла «народная принцесса». Или в рассказе о Тауэре показывают лобное место так, как оно выглядело лет 15 назад, а съемки идут как бы в наши дни. Или вот Познер берет интервью у одного из наследственных лордов и явно восхищается этой древней традицией наследования места в парламенте. Ему никто ему не объяснил, что Палата лордов за последние годы полностью перестроена, в ней сейчас наследственные составляют меньше 12%. А в другом эпизоде подробно обсуждается вопрос телесных наказаний в Британских школах, как они отражались и отражаются на характере взрослых британцев. Но порка розгами в этой стране запрещена уже более 20 лет!
Тем не менее 10 серий по часу каждая — это работа нешуточная, для людей, интересующихся Англией в этих фильмах «Первого» канала множество ценных материалов. Признаюсь, что я посмотрел лишь семь серий, и очень надеюсь, что Владимир Познер не упустит возможности в одной из оставшихся взять интервью-другое у представителей русскоговорящей эмигрантской общины Британии — это могло бы здорово обогатить замысел создателей «Англии в общем и в частности».
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…