Владимир Сорокин: «Опричнина жива, и для вас это не новость»

На прошлой неделе в Waterstones, в рамках литературного фестиваля “Слово”, прошла встреча с писателем Владимиром Сорокиным. Он не стал заострять внимание на своей личности, не обсуждал литературу, жизнь, Россию или Путина, зато представил свою новую работу — «Опричную книгу». Нет. Это совсем не то же самое, что известная повесть «День опричника», это кое-что абсолютно новое. Причем не только в библиографии Сорокина, но и в истории современной литературы.

Черная дыра

Книга создана в стиле Средневековья, который для Владимира Сорокина является любимым. Внушительные размеры (50 x 65 см), мрачноватое оформление и полностью ручная работа, даже страницы не сшиты.

Писатель подготовил к работе каллиграфию, а художник Ярослав Шварцштейн – иллюстрации, сделанные, в основном, с помощью китайской туши. Третий человек, без которого проект вряд ли бы осуществился, это Леонид Огарев, бизнесмен и коллекционер. Огарев помог с организацией и материальной поддержкой проекта.

Это попытка эстетизировать во многом архаичную и страшную вещь

Сюжет построен по мотивам двух известных произведений Сорокина: «День опричника» и «Сахарный Кремль». Однако текст к каждому из 33 листов абсолютно уникален, создан специально для этогой книги.

«Это попытка эстетизировать во многом архаичную и страшную вещь. Пройдут годы, рухнут империи, а эта вещь останется на века. Произведение же о том, что опричнина жива, жива в мыслях  и душах многих людей. В принципе, для вас это не новость», — рассказывает Владимир Сорокин.

С точки зрения оформления, «Опричная книга» — это машина времени, которая показывает нам историю производства книги на всех стадиях развития: от каллиграфии до цифровой печати.

Самому художнику  Ярославу Шварцштейну  книга напоминает черную дыру: «Подлетаешь к ней, и теряешь ощущение пространства и времени. Здесь речь идет о России, а на тот момент, когда писалась книга, было ощущение, что Россия попала в черную дыру».

5000 сахарных фунтов 

Одну из страниц книги авторы воспроизвели в онлайн-режиме. Пока художник дорисовывал иллюстрацию, у зрителей наконец появилась возможность задать Сорокину свои вопросы. Правда, недолго. Буквально через 10 минут лист с изображением  девушки,  облизывающей сахарную башню Кремля, был готов.

Из немногих ответов автора мы узнали, что Сорокин пока не задумывался над написанием новой книги («Не пишется что-то»),  что все возможно («Может, распадется и книга эта, и Россия»), что сложно пересказать «Лолиту» языком Фолкнера, и что книги всегда сжигали.

Дальше, после недолгих торгов, готовый отрывок «Опричной книги» продали на аукционе за £5000. Счастливым обладателем стал «коллега» Сорокина, который недавно тоже выступал на «Слове», Олег Радзинский. Собранные средства будут направлены на благотворительность.

Всего существует 20 экземпляров “Опричной книги”, шесть из которых уже нашли своих владельцев

К сегодняшнему дню, по словам Сорокина, Waterstones должен определить стоимость не одной страницы, а уже целого тома, и книга появится в свободной продаже в магазине на Пиккадилли (русский отдел, 4 этаж). Всего существует 20 экземпляров “Опричной книги”, шесть из которых уже нашли своих владельцев.

Простые смертные увидеть книгу смогут только на выставках. Электронного варианта создатели не делают принципиально: « Зачем ее превращать в то, против чего она создана?» — объясняет Сорокин. Ближайшая выставка пройдет 7 мая в Венеции, но обещают, что лондонцам тоже долго ждать не придется.

Текст: Гаяне Аветян
Фото: Григорий Асмолов

Гаянэ Аветян

Типичный путь провинциального журналиста: окончила филфак в Нижнем Новгороде, практиковалась в местном "Московском Комсомольце" и некоторых других газетах, работала пиарщиком, потом случайно попала в оппозиционное интернет-СМИ. Все изменилось, когда я вышла замуж за англичанина. Тщетно уговаривала его остаться жить в России, но больше года он не протянул, и вот я здесь. За месяц в Лондоне успела познакомиться со всеми местными русскоязычными изданиями и решила: буду работать с RG! Ах да, меня зовут Гаяне, и мне 24 года.

Новые статьи

Дина Верни. Девушка в красном

Дина Верни. Фото: Pierre Jamet. Женщина — это голос. У Дины Верни было роскошное меццо-сопрано.…

12 часов ago

Создатель Бонапартов. «Сезанн фальшивомонетчиков» в кино и в жизни

Реда Катеб в роли Чеслава Боярского. Кадр из фильма «Дело Боярского» Жан-Поля Саломе. На самом…

14 часов ago

Выживет только любовь. Пять номинантов на «Оскар» о семейных ценностях здорового человека

Это пять непохожих друг на друга фильмов и пять непохожих друг на друга режиссеров, но после финальных титров у вас…

3 дня ago

Глубина по ту сторону поверхности. Коллекционер Игорь Цуканов — об искусстве Эрика Булатова

Эрик Булатов. Впервые имя Эрика Булатова повстречалось мне в далеких 60-х годах на обложках тонких,…

3 дня ago

В каких аэропортах Британии теперь можно провозить до двух литров жидкостей в ручной клади

Крупнейшие аэропорты Великобритании отказались от ограничения, согласно которому в ручной клади можно провозить жидкости в емкостях не более…

4 дня ago

Объявлены номинанты на BAFTA–2026

Британская академия кино и телевизионных искусств огласила список претендентов на награды 79-й кинопремии EE BAFTA Film Awards. Главным…

4 дня ago