Владимир Сорокин: «Опричнина жива, и для вас это не новость»

На прошлой неделе в Waterstones, в рамках литературного фестиваля “Слово”, прошла встреча с писателем Владимиром Сорокиным. Он не стал заострять внимание на своей личности, не обсуждал литературу, жизнь, Россию или Путина, зато представил свою новую работу — «Опричную книгу». Нет. Это совсем не то же самое, что известная повесть «День опричника», это кое-что абсолютно новое. Причем не только в библиографии Сорокина, но и в истории современной литературы.

Черная дыра

Книга создана в стиле Средневековья, который для Владимира Сорокина является любимым. Внушительные размеры (50 x 65 см), мрачноватое оформление и полностью ручная работа, даже страницы не сшиты.

Писатель подготовил к работе каллиграфию, а художник Ярослав Шварцштейн – иллюстрации, сделанные, в основном, с помощью китайской туши. Третий человек, без которого проект вряд ли бы осуществился, это Леонид Огарев, бизнесмен и коллекционер. Огарев помог с организацией и материальной поддержкой проекта.

Это попытка эстетизировать во многом архаичную и страшную вещь

Сюжет построен по мотивам двух известных произведений Сорокина: «День опричника» и «Сахарный Кремль». Однако текст к каждому из 33 листов абсолютно уникален, создан специально для этогой книги.

«Это попытка эстетизировать во многом архаичную и страшную вещь. Пройдут годы, рухнут империи, а эта вещь останется на века. Произведение же о том, что опричнина жива, жива в мыслях  и душах многих людей. В принципе, для вас это не новость», — рассказывает Владимир Сорокин.

С точки зрения оформления, «Опричная книга» — это машина времени, которая показывает нам историю производства книги на всех стадиях развития: от каллиграфии до цифровой печати.

Самому художнику  Ярославу Шварцштейну  книга напоминает черную дыру: «Подлетаешь к ней, и теряешь ощущение пространства и времени. Здесь речь идет о России, а на тот момент, когда писалась книга, было ощущение, что Россия попала в черную дыру».

5000 сахарных фунтов 

Одну из страниц книги авторы воспроизвели в онлайн-режиме. Пока художник дорисовывал иллюстрацию, у зрителей наконец появилась возможность задать Сорокину свои вопросы. Правда, недолго. Буквально через 10 минут лист с изображением  девушки,  облизывающей сахарную башню Кремля, был готов.

Из немногих ответов автора мы узнали, что Сорокин пока не задумывался над написанием новой книги («Не пишется что-то»),  что все возможно («Может, распадется и книга эта, и Россия»), что сложно пересказать «Лолиту» языком Фолкнера, и что книги всегда сжигали.

Дальше, после недолгих торгов, готовый отрывок «Опричной книги» продали на аукционе за £5000. Счастливым обладателем стал «коллега» Сорокина, который недавно тоже выступал на «Слове», Олег Радзинский. Собранные средства будут направлены на благотворительность.

Всего существует 20 экземпляров “Опричной книги”, шесть из которых уже нашли своих владельцев

К сегодняшнему дню, по словам Сорокина, Waterstones должен определить стоимость не одной страницы, а уже целого тома, и книга появится в свободной продаже в магазине на Пиккадилли (русский отдел, 4 этаж). Всего существует 20 экземпляров “Опричной книги”, шесть из которых уже нашли своих владельцев.

Простые смертные увидеть книгу смогут только на выставках. Электронного варианта создатели не делают принципиально: « Зачем ее превращать в то, против чего она создана?» — объясняет Сорокин. Ближайшая выставка пройдет 7 мая в Венеции, но обещают, что лондонцам тоже долго ждать не придется.

Текст: Гаяне Аветян
Фото: Григорий Асмолов

Гаянэ Аветян

Типичный путь провинциального журналиста: окончила филфак в Нижнем Новгороде, практиковалась в местном "Московском Комсомольце" и некоторых других газетах, работала пиарщиком, потом случайно попала в оппозиционное интернет-СМИ. Все изменилось, когда я вышла замуж за англичанина. Тщетно уговаривала его остаться жить в России, но больше года он не протянул, и вот я здесь. За месяц в Лондоне успела познакомиться со всеми местными русскоязычными изданиями и решила: буду работать с RG! Ах да, меня зовут Гаяне, и мне 24 года.

Новые статьи

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

6 часов ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

1 день ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

1 день ago

Путеводитель по рождественскому Эдинбургу: зачем ехать, куда идти, что делать

Поймать иллюминацию в Ботаническом саду С конца ноября Ботанический сад в Эдинбурге превращается в магическую…

2 дня ago

Баденок против бутерброда, мститель из Мэриленда и беженцы из Сирии: о чем спорят в британских СМИ на этой неделе

Асад и Британия Так. Мы не будем изучать весь массив того, что говорят в британских…

5 дней ago

КИНО х ТЕАТР: спектакль на большом экране. «Борис» Дмитрия Крымова

Когда: 29 января, 19:30Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough Street, London, W1F 7HL «Борис» Дмитрия…

5 дней ago