В древний университетский город Оксфорд, что в часе с небольшим езды от Лондона, льётся нескончаемый поток туристов. Группы одна за другой совершают прогулки по городу, заходят в один из действующих колледжей, обедают в одном из ресторанов High Street или Broad Street, а затем едут дальше, в Стратфорд-на-Эйвоне или в Уоррик. Редко кто из посетителей заглядывает в один из университетских музеев: в Музей истории науки, Музей естествознания, в Музей антропологии Питт Риверс или в Музей старинных музыкальных инструментов. Ну и конечно, пропускают возможность осмотреть главный музей города и университета — Ashmolean — Ашмолеанский музей искусства и археологии, расположенный в самом центре города на Beaumont Street. Хоть он и бесплатный, как и остальные, и очереди туда никогда нет, заходить в него еще лет десять назад не очень-то и хотелось – это был типичный провинциальный, немного обветшалый и обшарпанный музей с путанным лабиринтом галерей, наполненных пыльными витринами.
Однако в ноябре 2009-го, после десятимесячной полной перестройки, музей Ашмола открылся – и теперь просто грех не пройтись по нему хотя бы полчасика, хотя бы под предлогом посетить туалет, коих в городе почти нет! А еще лучше посвятить этому музею полный день.
Вы заходите в старинное здание начала 19-го века, а оказываетесь совсем в другом, начала 21-го, с прекрасно освещёнными новыми пространствами, плавно переходящими из одного в другое, с «окнами» между галереями, призванными акцентировать внимание на параллелях между культурами и цивилизациями.
На реконструкцию музея был потрачен 61 миллион фунтов стерлингов. Были созданы дополнительные 10 тысяч квадратных метров галерей. В проходящую сквозь шесть этажей новой части комплекса лестницу естественный свет проникает через стеклянную крышу и рассеивается по современным выставочным пространствам. Новый Ашмол теперь среди прочего гордится единственным в Оксфорде рестораном со стеклянными стенами и открытой верандой на крыше.
Архитектурной фирме Рика Мазера не впервой вставлять современную «начинку» в древние здания. Перечислим лишь некоторые из работ фирмы, возможно, знакомые нашим читателям: он реконструировал лондонские галереи изобразительного искусства Уоллес-коллекшн и Далич-гэлери и, оставив неизменным фасад Морского музея в Гринвиче, полностью преобразил его изнутри. Но с Ашмолеанским музеем зодчим пришлось повозиться особо, в том числе снести невидимые с улицы две трети неоклассического комплекса архитектора Чарлза Кокерелла 1845-го года постройки, носящего звание памятника архитектуры первой категории, как, скажем, Вестминстерское аббатство! К десяти месяцам перестройки фирма готовилась11 лет.
Теперь у музея появилась возможность выставить значительно большую часть своей коллекции, почти 80% которой до этих пор хранилось в запасниках. Тут и крупнейшие в мире собрания работ Рафаэля и импрессиониста Камиля Писсарро, самая важная за пределами Греции группа артефактов минойской культуры (родственной, но более архаичной, нежели древнегреческая), и важнейшая нумизматическая коллекция, образчики тканей разных времён и народов, сотни и тысячи бесценных картин, скульптур, предметов искусства стран ислама, древнего Китая и древней Индии. К этому нужно добавить важнейшую за пределами Британского музея коллекцию предметов средневековой Англии и собрания картин британских художников от Гейнсборо, Рейнольдса, Тернера и прерафаэлитов до мастеров 20-ого века — Стэнли Спенсера и Люсьена Фрейда. Усилием воли мне приходится остановливать перечисление, иначе эта заметка никогда завершена не будет.
Об одном собрании керамики, занимающем сегодня отдельный зал полностью обновлённого музея, не могу умолчать. Это самая большая из существующих коллекция вустерского фарфора конца 18-ого века – сотни предметов. Вручную расписанные жанровыми набросками и сценами из басен Эзопа тарелки и блюдца, чашки и чайники, не уступающие ни качеством, ни изяществом ни мейсону, ни севру. Но большинству из нас в этом зале будет скучновато. Пока ваш взгляд не упрётся в непонятного назначения узкую вазу с крышкой. И пока не выяснится, что в вазе этой покоится прах человека, подарившего музею собрание вустера с условием, что прах его всегда должен быть частью экспозиции.
Музей Ашмола – самый старый музей на Британских островах и, видимо, в мире. Он открылся для публики 21 мая 1683-го года, за 70 лет до Британского музея в Лондоне. В основу Ашмолеанского музея легла коллекция Элиаса Ашмола, видного юриста и коллекционера, который, в свою очередь, получил значительную часть своей коллекции от отца и сына с одинаковыми именами — Джон Традескант – ведущих английских садоводов и «охотников за растениями» первой половины 17-ого века, хорошо известных в академических кругах наук о саде всего мира. Помимо растений они попутно собрали по свету и многое другое.
С изначальной коллекцией Трандескантов в Музей Ашмола попало и редчайшее чучело птицы-дронта, «Додо» с острова Маврикий в Индийском океане. Последний раз дронта видели в 1628-ом году. Эта неуклюжего вида нелетающая птица, похожая на карикатурного гуся, в условиях островной жизни утратила способность к самозащите, была чрезвычайно доверчивой. Дронта полностью истребили свиньи, завезенные на остров европейскими поселенцами. Именно в Ашмолеанском музее преподаватель математики оксфордского колледжа Крайст-чёрч Чарлз Лютвидж Доджсон, известный всем под литературным псевдонимом «Люис Кэррол», увидел чучело этого уже несуществующего чуда природы и ввёл его в качестве персонажа в свой бестселлер «Алиса в стране чудес», со дня публикации которого в этом году, кстати, исполняется 150 лет.
Старые залы музея подверглись широкомасштабному ремонту, чтобы не было разительного контраста с современными залами Рика Мазера. Полностью заменены полы, освещение, нет здесь больше никакой отстающей штукатурки и вызывающих зевоту оттенков. Приведена в ногу со временем и сигнализация музея – ведь в последние годы было несколько попыток его ограбить. Так, в 2000-ом, ловкий вор, спустившись в музей на канате через люк крыши, похитил картину Поля Сезанна стоимостью в 3 миллиона фунтов, а в 2001-м двое злоумышленников, смешавшись с толпой посетителей, попытались (неудачно) разбить витрину с миниатюрными золотыми шкатулками 17-ого века. Их спугнул работник музея, и они бежали, впрыгнув в ожидавший их на улице краденный Субару.
Новый ресторан на крыше музея позиционирует себя как самый высокий ресторан города. Конечно по сравнению с высотными лондонскими ресторанами, скажем с тремя на 33-ем этаже «Осколка», он на высоте «карликовой», но из него открывается милый вид на Оксфорд.
Гурманы ресторан этот ценят не очень высоко, но чашку кофе перед осмотром музея выпить там стоит. Тем более, что поднявшись туда на лифте, вы потом медленно и с толком будете спускаться с пятого этажа в подземный минус первый и таким образом обойдете весь музей. На третьем этаже (4-ый российский) проходят временные и платные выставки: сейчас это Great British Drawings — ретроспектива рисунков и акварелей британских художников и Love Bites — выставка карикатур Джеймса Гиллрея, посвященная 200-летию со дня его смерти. Ох, как жестоко высмеивал он французов во времена Наполеоновских войн!
В заключение хочу добавить, что считаю музей Ашмола самым замечательным провинциальным музеем Соединенного королевства. Даже принимая во внимание, что в часе езды на электричке от Оксфорда находятся такие музеи мирового класса как Британский и Национальная картинная галерея.
«Спектакль «Исцеление» – это, на мой взгляд, история, которая исследует и поднимает очень важные человеческие…
Katy Perry Когда: 13 октября 2025 годаГде: The O2 arena, Peninsula Square, London SE10 0DXБилеты…
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…