Here be Dragons: Announcer в William Morris Gallery

В галерее Уильяма Морриса в Волтемcтоу проходит выставка Announcer. В ней художник Дэвид Мабб соединил два знаковых дизайна книг: на «The Kelmscott Chaucer» (сборник сочинений Чосера, вышедший в издательстве Kelmscott Press Вильяма Морриса) он наложил стихи Владимира Маяковского и иллюстрации Эля Лисицкого из книги 20-ых годов «Для голоса».

Страница из «Келмскоттского Чосера»

6 августа в рамках выставки пройдет мероприятие WMG Late: Under Construction с водочным баром (как же без водки, Россия же), поэтическими чтениями и диджеем.
А 13 августа пройдет мастер-класс Creative Kids: Creative Kids V Lissitzky!, в котором детишкам дадут возможность создать свои произведения абстрактного искусства в стиле Лисицкого.

Галерея Уильяма Морриса — сама по себе жемчужина района Волтемстоу. Здесь в гармонии с окружающим парком, рынком неподалеку и исторической частью Волтемстоу произрастает удивительный музей вершины викторианского дизайна. Однако о самой галерее я расскажу в иной раз. Тема сегодняшнего рассказа — это именно Announcer.

Галерея Уильяма Морриса — вход из Ллойд Парка

Меня всегда удивляло и радовало, как в Британии не боятся оперировать контекстом, который столь болезнен в России, — идеалами социалистической революции.

Когда живешь в том или ином контексте (в данном случае, контексте бывшего СССР), при появлении определенных объектов, личностей немедленно срабатывает механизм личного к ним отношения. Так как любой факт жизни общества всегда имеет жгучие, болезненные стороны. Как части той или другой системы, мы не можем от них увильнуть. Некоторым больно, что «Облако в штанах» — это тоже и «Левый марш».

Страница из книги «Для голоса» стихи Маяковского, оформление Лисицкого.

Вне той или иной ситуации люди могут выбирать отдельные факты, не озираясь на бесконечный контекст. Можно носить футболку с Че Геварой или Лениным, если ты вне контекста жизни стран Че Гевары или Ленина — так они приобретают лозунговые, почти комические очертания. В Британии можно повесить на мероприятии над самоваром портрет Сталина, и это не вызовет урагана патетики. Announcer предлагает такой маленький кусочек, но со своей уловкой.

Уильям Моррис — известнейший дизайнер викторианской эпохи, разочаровавшийся в массовом производстве и ставший ярым социалистом. Чураясь машинного труда, он создал свою текстильную фирму, где производил вещи удивительно тонкого дизайна, воплощая идиллическое, даже фундаменталистское видение своего политического идеала.

В свою очередь, поэт Маяковский и художник, архитектор Лисицкий — лютые прогрессивисты, певцы нового быта, укрощения стальных зверей фабрик и заводов, эпической битвы за лучшую жизнь. Их книга «Для голоса» — это хрестоматийный пример идеалов дизайна и политики 20-ых годов прошлого столетия.

Фрагмент выставки

Подход Морриса напоминает этакую хипстерскую утопию, фантазию, в которой люди зарабатывают трудовую копейку на простых, понятных производствах, встречают рассвет, удовлетворенно утирая со лба горький пот, вперясь взглядом из окна в какую-нибудь пасторальную идиллию.

Идеалисты 20 века только подняли бы эту затею на смех и предъявили бы автору суровые маховики заводов, бравые песни шагающих на производство ударников, серу, пыль и искры.

Фрагмент выставки

Трудно встретить более разительно непохожих персонажей. Познакомься в реальной жизни, эти трое, верно, передрались бы.

Аудиозапись, сопровождающая выствку — это пролог «Мещанки из Бата» Чосера — будто убеждает нас вернуться к истокам, кажущейся простоте человеческих отношений. К нему в оппозиции стихотворение «А вы могли бы?». Прочтенное громовым басом Маяковского, оно пригвождает нас к месту суровой логикой революционного движения, навсегда застревая в нашей памяти.

Мабб сопоставляет два подхода к развитию, физически скрещивая их, накладывая одни страницы на другие. Такое буквальное, прямое понимание бури политической дискуссии через века предлагает нам задуматься, насколько на самом деле разными могут быть люди, исповедывающие во многом схожие политические взгляды. В пространстве всего одной комнаты художник пытается уместить целый конфликт, который до сих пор настолько актуален, что кажется, будто взят из заголовков газет.

Какой из подходов ближе вам? Отношение к этому конфликту, как и к любому произведению искусства, говорит о нас самих больше, чем о произведении.

В жизни, то и дело следуя газетным лозунгам, мы частенько обесчеловечиваем наших политических оппонентов, сводя их к карикатурным персонажам.

Announcer напоминает нам, что реальность, тем не менее, сложнее наших представлений о ней.

Никита Немыгин

Я бухгалтер и писатель, живу в Лондоне с начала 2010 года и стараюсь узнать как можно больше о периферии - местах, о которых мало кто знает и где мало кто был. Меня интересуют послевоенная архитектура, железные дороги, история и краеведение. Прожив полтора года в Париже, по итогам пребывания, я написал роман "Под юбками Марианны", который вышел в 2013 году в издательстве "Амфора".

Новые статьи

Литературная рулетка. Интерактивная встреча с Борисом Акуниным

Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…

3 часа ago

Подарки, которые вдохновляют: пять книг на русском языке из ZIMA Shop

1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…

4 часа ago

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

3 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

3 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

4 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

5 дней ago