Не такая уж невинная Англия. Про местные виноградники

Ранним октябрьским утром поезд везет меня от Лондона к городку Доркинг в графстве Саррей. За окном привычные домики юга Англии, но вдруг улицы расступаются, и на пару километров вверх по холмам взбираются стройные ряды виноградной лозы. Это владения крупнейшего британского производителя вина, разрушающего все стереотипы о Соединенном Королевстве как о стране исключительно пива и виски.

Цифры, которыми сходу приветствует сотрудник винодельни, поражают: сегодня в Англии и Уэльсе работают почти 500 виноградников, урожай с которых обрабатывается на 135 винодельнях.

В год Британия производит почти 4,5 миллиона бутылок вина – это всего лишь 1% от рынка королевства, но виноделы планируют наращивать темпы производства.

Тысячелетия назад вино в Британию завезли римляне, и с тех пор состоятельные люди не отказывали себе в бокале за ужином. До Столетней войны XIV-XV веков необходимости в виноградниках на острове не было: Англия владела почти третью территории нынешней Франции, включая Бордо, и поставляла вина оттуда. К XVIII веку французы ввели слишком высокие пошлины на экспорт напитка, и королевский двор переключился на крепленые вина Испании и Португалии. К традиционным французским и итальянским винам вернулись лишь к концу XIX века, добавив в список обязательных напитков аристократов французское шампанское.

Казалось, местное производство не имеет никакого смысла. Во времена двух мировых войн голодающая Британия и вовсе уничтожила почти все виноградники на острове, отдав земли под выращивание более насущных продуктов. Но в 1970-х в дело вмешалось глобальное потепление. Английские виноградники стали получать больше солнца и тепла в летний период, что вызвало повышение сахара в винограде, а это, в свою очередь, – рост потенциальной крепости вина с 5% до 12-14%. Свою роль сыграла и география: по строению ландшафта и геологическим характеристикам юг Англии почти идентичен французской Шампани.

В 1990-х в Британию завезли французские сорта винограда, которые быстро прижились и дали давать урожай пино-нуар, шардоне и пино-меньер. Сорта, наиболее подходящие для игристого вина, сразу захватили почти половину британского винного производства. На белое вино приходится около 40% местного производства, а более капризные к климату красные вина в Англии пока в меньшинстве.

Успехи британских виноделов оценил не только местный рынок, но и мировая общественность. Несколько золотых медалей крупнейшего мирового конкурса «International Wine Challenge» в последние годы достались королевским игристым винам. В 2010 главный приз выиграло вино «Denbies Chalk Ridge Rosé», а игристые вина «Denbies Cubitt Reserve» и «Denbies Whitedowns Cuvée NV» заняли вторые места уже в этом году.

«На самом деле, все эти награды условны», – сбивает пафос сотрудник винодельни, пока мы идем между виноградниками. «Вина – очень тонкая материя, и многое зависит от мелочей. В этом году мы, например, ожидаем урожай в 3700 тонн винограда, а в 2011 был очень плохой год, вызрело всего 800 тонн. Солнце, ветер, облачность – на качество винограда, а значит, и на вина, влияют десятки факторов, и, чтобы урожай получил награду, они все должны сложиться в единый правильный паззл».

Работа над вином в «Denbies Wine Estate» начинается ранней весной, когда сотрудники внимательно осматривают перезимовавшие кусты и проводят все подготовительные работы по обрезке и удобрению. Летом, до момента созревания, главной задачей становится охрана растущего винограда от постороннего вмешательства насекомых и, как ни странно, кроликов и оленей, которые могут поломать кусты. Активная пора наступает осенью: процесс сбора идет с сентября по ноябрь, так как разные сорта вызревают в разное время. При этом принять участие в сборе может любой желающий: помимо туров на виноградники и в винодельню, «Denbies Wine Estate» предлагает туристам потрудиться на уборке винограда.

Чем выше мы поднимаемся по холму, тем больше теряется ощущение, что находишься в Британии. Раскинувшиеся внизу поля играют всеми красками (особый колорит придают им багрово-красные листья Pinot Meunier), и все это похоже, скорее, на Тоскану или Прованс, чем на графство в 50 км к югу от Лондона.

Прямо посреди виноградников гид предлагает продегустировать English Sparkling Brut 2010 года. Его пузырьки сразу ударяются в нёбо, оставляя после себя мягкое послевкусие. На дальнейшей экскурсии по винодельне предложат попробовать ещё три сорта местного вина, но игристое останется моим любимым: оно всегда дарит ощущение праздника и поднимает настроение.

Текст и фото: Дария Конурбаева

Дария Конурбаева

Родилась и выросла в Москве, проработала три года в бессмысленном и беспощадном российском футболе, а в январе 2015-го перебралась в Лондон по учебе. Пишу и фотографирую, люблю интервью в стиле «Правил жизни», трачу время на просмотр сериалов – и отчаянно борюсь с прокрастинацией. Не представляю жизнь без кофе, хороших людей, чувства юмора, новых городов и поступков в стиле «чёртово безумие».

Новые статьи

Где встретить православное Рождество в Европе: гид по храмам

Лондон Собор Успения Пресвятой Богородицы и всех святыхRussian Orthodox Cathedral of the Dormition of the Mother of God and All Saints…

6 часов ago

Каролина Кеннеди-Шлоссберг: стихи для любимых

Каролина Кеннеди-Шлоссберг со своей внучкой на похоронах дочери Татьяны Шлоссберг в Нью-Йорке, 5 января 2026…

10 часов ago

Культурный январь в Лондоне. Искусство, сцена и музыка: афиша «Зимы»

Julia Phillips: Inside, Before They Speak Когда: 30 января — 19 апреляГде: The Curve, Barbican CentreПодробности по ссылке. В…

1 день ago

Ингеборга Дапкунайте: «Я никогда не покупаю дорогих перчаток»

Мы знакомы почти тридцать лет. И только недавно я случайно узнал, что ее фамилию надо…

2 дня ago

8 важных фильмов, которые вы могли пропустить в 2025 году

Train Dreams, реж. Клинт Бентли Айдахо, конец двадцатого века. Жизнь лесоруба Роберта Грэньера переворачивает трагедия.…

4 дня ago

От A до Z: словарь уходящего 2025 года

A Andrew С 2025 года он — не принц, а просто Эндрю Маунтбаттен-Виндзор, частное лицо.…

1 неделя ago