3 декабря начинается продажа билетов на очередное мероприятие под брендом Secret Cinema. Из подробностей – только даты (с 17 февраля по 13 марта 2016), место проведения (Лондон и – внимание! – Москва) – и обратный отcчет до старта продаж (в час дня в четверг).
В ожидании нового приключения от Secret Cinema Russian Gap публикует материал из осеннего номера журнала: о том, как основатель Secret Cinema собрал весь Лондон на показы старых фильмов.
Прошлой весной, впервые собираясь в «секретный кинотеатр», я знала лишь то, что одеться нужно в стиле 1920-х. Приглашения, которые получали по мейлу те, кто успел заказать билеты, не сообщали ни названия фильма, ни точного адреса, но намекали на то, что вокруг будет действовать мафия, и даже невинным зрителям может достаться. На входе нас попросили сдать телефоны и подписать соглашение, в котором мы гарантировали, что никому не расскажем, какой именно фильм покажут нам в конце вечера. Мне до сих пор страшно это соглашение нарушать: вы бы видели эту мрачную мафию, которая с большого экрана расстреливала своих жертв! Примерно такая же атмосфера царила перед началом показа. Нас тщательно к нему готовили, повышали градус, не сообщая названия фильма до самых вступительных титров.
В том же году я побывала на еще одном шоу Secret Cinema, уже не таком секретном. Это был фильм «Назад в будущее» — первая сверхмасштабная постановка проекта. В отличие от предыдущих показов, зрители знали, куда они идут и какой фильм увидят. Это не помешало (а возможно, и помогло) распродать 75000 билетов и заставить говорить о Secret Cinema целый Лондон. Перед входом на площадку в Стратфорде, превратившуюся на время постановки в американский Hill Valley 1950-х годов, на протяжении 30-ти с лишним вечеров выстраивались длинные очереди из нарядных девушек в расклешенных юбках и молодых людей в брюках-дудочках с тщательно прилизанными волосами. Билеты покупались за несколько месяцев, несколько недель уходило на подготовку и сборы — все ради того, чтобы в сотый раз посмотреть свой любимый фильм в сочувствующей компании и прогуляться по игрушечному городку, в котором вполне могли бы жить родители Макфлая.
Мы познакомились с Фабьеном Риггаллом, основателем Secret Cinema, в тот момент когда его проект взлетал на новую орбиту, совсем космическую. В Лондоне начинался показ «Звездных войн» — не нового продолжения, а того самого культового эпизода, в котором Люк знакомится с Йодой и узнает, что Дарт Вейдер — его отец. На фильм, который вышел на экраны целых 35 лет назад, Фабьен продавал билеты по £75, и десятки тысяч их были раскуплены почти мгновенно.
Что это — немыслимая удача, финансовый гений, или важно было оказаться в нужное время в нужном месте с нужной идеей?
Интервью, которое Фабьен согласился дать Russian Gap, началось с воспоминаний.
«Когда мне было 11, я жил в Касабланке и как-то пошел в кино — один, без родителей. Это был старый пыльный кинотеатр рядом с пляжем. Когда я шел туда, то не знал, что это будет за фильм. Оказалось, показывали «Однажды в Америке» Сержио Леоне. Там был персонаж Нудлс моего возраста, с которым я себя ассоциировал, и весь этот опыт переживания будто бы от лица персонажа настолько потряс меня, что я влюбился в кинематограф и решил посвятить ему жизнь».
Фабьен Риггалл поступил в школу кинематографии, работал ассистентом режиссера, много времени проводил на съемочных площадках. Потом, как признается, «двинулся в сторону музыкальных фестивалей со всей их рейв-культурой и секретными вечеринками». Эти вещи со временем собрались воедино и сложились в идею о том, что зрители фильма могут перестать быть просто зрителями и стать его непосредственными участниками, переживать вместе с экранными героями весь комплекс чувственных впечатлений.
В 2003 году Риггалл основал фестиваль короткого метра Future Shorts, куда свозились лучшие короткометражки со всего мира. Показы устраивались в барах и ночных клубах, а один из фильмов прошел под аккорды инсценированной ночной вечеринки, и это стало началом традиции сопровождать кино каким-то дополнительным опытом. Так родилась идея Future Cinema — своего рода клуба, экспериментировавшего с показами, которые объединяли уже любые фильмы с самыми разными впечатлениями. Future Cinema со временем изменил название на известное сегодня нам Secret Cinema, а фестиваль Future Shorts работает до сих пор, охватывая уже 300 городов и 90 стран и устраивая показы где угодно, только не в обычных кинотеатрах.
Забавно, что концепт полной секретности прибавился к концепту обязательности впечатлений не в результате долгих размышлений, а можно сказать, по ошибке. В 2007 году Фабьен с коллегой по киноклубу решили устроить показ премьерного фильма «Paranoid Park», но не объявлять заранее, где именно он пройдет. Когда Фабьен делал на эту тему новостную рассылку, он написал: «Мы не сообщим вам место и название». Второго слова в предложении не должно было быть, но неожиданно это показалось отличной идеей! Фабьен решил, что люди все равно придут, даже не зная, на что именно, — и оказался прав. Первый секретный показ собрал 400 зрителей, добравшихся в тот день до старой железнодорожной станции. Тогда это было единичное шоу, над созданием которого работало чуть больше 20-ти человек, но зрители стали быстро проникаться идеей, и показы начали устраивать регулярно, прокручивая одни и те же фильмы и сценарии уже по нескольку раз.
Сегодня на постоянной основе в компании Secret Cinema работают всего человек 12. При этом на время масштабных постановок нанимаются порядка 400 человек: это техническая служба, продюсеры, координаторы, продакт-менеджеры, сценаристы, актеры, дизайнеры.
Крайне важно подобрать правильную площадку.
Фабьен Риггалл почти обсессивно увлечен поисками заброшенных зданий, в которых можно организовать новые культурные пространства.
Для «Звездных войн» была выбрана старая газетная фабрика рядом с метро Canada Water. Для «Побега из Шоушенка» — заброшенная школа, которую создатели шоу «превратили» в тюрьму. «Вы не представляете, — говорит Фабьен, — сколько по всему миру находится никому не нужных зданий, которые можно было бы использовать для искусства и социальных инициатив». В рамках компании даже существует проект Secret Space, который занимается маппингом подобных потенциальных площадок по всему миру.
Всего под вывеской Secret Cinema вышло 45 фильмов в Лондоне, еще ряд показов прошел в Нью-Йорке и Берлине. Параллельно с «большой» программой, включающей такие мегахиты, как «Назад в будущее» и «Звездные войны», компания продолжает устраивать более скромные по масштабам и такие же секретные, как и раньше, показы. Как признается основатель компании, «я хочу ставить большие фильмы и в то же время я хочу делать маленькие фильмы большими».
Тот факт, что компания до сих проводит секретные показы, меня лично удивил — я думала, все силы Secret Cinema брошены на освоение высокобюджетных (и высокоприбыльных) постановок. Однако это просто правило Tell No One, с которого когда-то все начиналось, эффективно работает. Никто ничего не говорит. Все смотрят.
Главный сайт компании дает минимум информации, но если найти на нем секретную (какую же еще!) страничку, то можно узнать, что сегодня существует несколько проектов, объединенных общим брендом Secret Cinema. Это SC Tell No One (когда вы не знаете, какой именно фильм и где будете смотреть), SC Presents (когда вы знаете, что именно увидите, и все ваши друзья это тоже знают, и все только об этом и говорят), а также Secret Cinema X. Последнее скоро будет запущено по всему миру — для того, чтобы желающие, например, в Москве тоже могли устроить свой секретный показ культовых фильмов, совмещенный с сопутствующим «экспириенсом». Официальный запуск Secret Cinema X состоялся в конце июня в Лондоне и открылся показом документального фильма «Amy» про Эмми Вайнхаус.
В компании Фабьена есть и другие секретные штуки: секретная музыка, ресторан, отель, театр и даже целые города!
«Мы хотим создавать экспириенс вокруг кино, музыки, театра, еды, ночной жизни, — говорит Риггалл. — Это не просто фэшн-шоу, или театр, или галерея, или кино — это все разные вещи вместе. То, что мы изобрели, лежит вне сферы привычного культурного опыта. Я не хочу идти в галерею и думать: вот я в галерее, а на стенах висят картины. Что я хочу — это чувствовать, что сама галерея — тоже часть моего культурного опыта».
«Я думаю, что мир стал разъединен, люди больше времени проводят онлайн, чем офлайн, они теряют уверенность, выходя из зоны своего комфорта, и мне кажется, культура здесь должна играть важную роль, она может снова объединить людей».
Я спрашиваю Риггалла, мог ли он предположить, куда приведет его (и десятки тысяч его последователей) тот детский опыт в кинотеатре Касабланки. И что, на его взгляд, лежит в основе его успеха? «Я мог бы оказаться в неподходящее время, конечно, и ничего бы не получилось, но я искренне верил, что могу привнести в культурный опыт нечто принципиально новое — создать новую платформу, новые возможности для художников. У тебя должна быть смелость верить в то, что ты сможешь изменить мир».
«Когда я начинал работать в кино, то подрабатывал в телесейле. Это была ужасная работа, и чтобы хоть чего-то на ней добиться, нужна была невероятная уверенность в себе. Я притворялся двумя или тремя разными людьми, чтобы пробиться к руководителю компании, которой я что-то продавал. Когда тебе 20, люди часто спрашивают, чем ты занимаешься в жизни, и обычно ты говоришь: я стараюсь стать режиссером, стараюсь стать еще кем- то. А надо просто говорить — я режиссер. Или — я продюсер самой крутой компании в Лондоне. Тогда все, что ты для себя задумал, гораздо быстрее сбудется».
Сейчас Фабьен Риггалл работает над идеей секретного фестиваля. Там не будет формальных сцен, но огромное поле будет оживлять музыка, и на нем будут выстроены целые миры, придуманные художниками. Фестиваль, естественно, будет секретным, но пройдет уже в ближайшие несколько лет. Если Фабьен запланировал — так и будет. Готовьтесь заранее, и Tell No One!
Текст: Катерина Никитина
Фото: Eftihia Stefanidi, Mike Massaro, Will Cooper, Paul Cochrane, Al Overdrive