Три дискурса МБХ. «Структуры меняются, а личности остаются»

Про вчерашнее выступление Михаила Ходорковского можно написать много слов, но мне хочется отметить три фундаментальных элемента, которые не имеют отношения именно к России, а носят универсальный характер и, на мой взгляд, определяют принципы его политического подхода. По сути, эти принципы могут быть актуальны и применимы в любом регионе и в любой политической борьбе. В политической концепции МБХ я бы выделил три элемента дискурса, которые предлагают свою модель политического поля:

«Сетевой дискурс»
Поддержка не структур, а личностей. Ходорковский говорит, что в ситуации смены режима структуры меняются, а личности остаются. Нынешняя предвыборная программа Ходорковского по поддержке отдельных кандидатов идет против традиционной политики, которая ориентируется на институты. По сути, это сетевая политика, цель которой  — формирование сетей индивидов (кстати, мы уже давно обсуждаем в контексте политической роли интернета, насколько сетевая политика может сменить традиционную институциональную структуру, но Ходорковский предлагает гибридный подход, когда институты создают сети, отмечая, что в периоды перемен сети индивидов стабильнее, чем хрупкие институты).

«Дискурс прощения»
Уход от бинарной структуры политического конфликта. По словам Ходорковского, в стране слишком много ненависти и кто-то должен начать прощать: «Прощать должны начать мы, как бы это не было тяжело.» Этот тезис касается как персоналий, включая неприкосновенность нынешних лидеров, если они не совершили прямых уголовных преступлений, так и в целом вопроса люстрации. Говоря про Путина: «Наши личные счеты закрыты, мы просто политические противники» — Ходорковский предлагает свою структуру поля политической борьбы, которую можно обозначить как «дискурс прощения», предполагающий не смену одной политической структуры другой, а трансформацию политической структуры через интеграцию всех элементов ее спектра.

Дискурс «политического воображения»
Политические перемены, о которых говорит Ходорковский, достаточно призрачны. Но здесь функция подобных выступлений — не только рассказать о своей программе, но по сути расширить горизонт политического воображения, предложив и озвучив альтернативы возможного. Здесь особенно важны речь Ходорковского, его терминология и риторика. Говоря о «смене режима», «правительстве переходного периода», «долгом пути к победе», он не только предлагает то, что физиолог Николай Бернштейн называл «моделью потребного будущего», но и через свою речь устанавливает эту возможность. По сути, Ходорковский выступает именно как дискурсивный политик, используя язык как инструмент расширения спектра и сотворения политической реальности.

Детальный конспект вчерашнего выступления МБХ читайте в репортаже Дарии Конурбаевой >>>

Текст и фото: Григорий Асмолов

Григорий Асмолов

Защитил PhD на факультете Медиа и Коммуникаций Лондонской Школы Экономики (LSE). Эксперт в области применения информационных технологий в ситуациях кризисов и природных катаклизмов. Автор и участник проектов «Карта Помощи» и «Виртуальная Рында». В прошлом работал в Мировом Банке, центре Беркмана Гарвардского университета, а также в газетах «Коммерсант», «Новая Газета» и 9-ом канале израильского ТВ.

Новые статьи

Последний воин Британской империи. Вспоминаем, какой была королева Елизавета II

Прошло три года… Королевский этикет строго регламентирует черный цвет в гардеробе монархини. Траур по мужу,…

13 часов ago

«Как можно не любить оперу?». Наташа Цуканова — о самых ожидаемых премьерах в Лондоне

Я не критик и не музыковед, в общем, совсем не эксперт. Но мы все, всей…

17 часов ago

Новые песни сентября — в свежем выпуске «Аэростата» БГ

Свежий выпуск легендарной передачи «Аэростат» Бориса Гребенщикова — от 7 сентября — посвящен музыкальным новинкам,…

2 дня ago

Итоги 82-го Венецианского кинофестиваля: от семейных историй Джармуша до документального крика о войне

Ведущая церемонии, Эмануэла Фанелли, итальянская актриса и комик, обыграла один из фестивальных ритуалов — засекание…

2 дня ago

«Частицы человечности». О новом документальном фильме Александра Роднянского

Вспоминается мысль Леонида Андреева из рассказа «Винтовка»: «Видеть страдание и пройти мимо — значит отнять…

5 дней ago

«Любимые Города — Москва, Париж, Флоренция». Эрик Булатов рассказывает

Москва — это мой город, и не важно, где я живу сегодня и как часто…

5 дней ago