Екатерина Еременко о «чувственной математике» и «буквальной геометрии»

В понедельник 11 июля в  «Открытой России» состоится британская премьера документального фильма «Буквальная геометрия».
В своем фильме режиссер Екатерина Еременко показывает то, что обычно остается за кулисами науки — рождение научной теории. Все силы группы математиков одного из научно-исследовательских центров в Берлине брошены на изучение дискретных величин. Строго говоря, все в нашем мире дискретно: любую неделимую сущность можно представить как совокупность ее частей. Математики из всех концов земного шара приезжают, чтобы представить свои идеи, участвовать в мозговых штурмах и в конце концов сделать шаг к открытию.

Об идее и работе над фильмом Russian Gap поговорил накануне премьеры с его режиссером Екатериной Еременко. 

Когда я просматривала список фильмов, которые вы сняли, то заметила, что вы везде и сценарист, и режиссер, и продюсер…

Я не была продюсером своих первых фильмов — только режиссером и сценаристом.

Что же заставило взять на себя еще и продюсерские обязанности?

У первых фильмов («Русская канарейка», «Охота на Мамонта», «Мой класс») были мощные западные продюсеры, но потом мне предложили сделать фильм “Чувственная математика” с очень маленьким бюджетом, с которым ни один продюсер не согласился бы работать. В этот момент я и решила сама спродюсировать свой фильм. Оказалось, что это лучшее, что я только могла сделать. Этот фильм до сих пор показывают, и он приносит какие-то деньги.

Но в Лондон вы привозите следующий фильм — “Буквальная геометрия”.

Да, это новый фильм про коллектив математиков, который я снимала в Берлине.

Ваши последние фильмы можно назвать «образовательными»?

Я бы назвала их просветительскими. Я пытаюсь искать новые форматы и не люблю делать скучное научно-популярное кино. Фильм «Чувственная математика», например, не столько объясняет что-то, сколько мотивирует людей. Но если ты хочешь заниматься наукой, то, конечно, надо статьи читать, а не фильмы смотреть. Мне кажется, что документалисты слишком долго делали очень похожие фильмы, такой формат Discovery Channel. Эти фильмы имели успех, но были слишком однообразными.

В одном из ваших интервью я читала, что какое-то время назад вы собирались стать учительницей, но судя по тому, что мы с вами беседуем ночью, а вы сидите на работе, вы явно не учительницей сейчас работаете.

Да, в какой-то момент я пошла учиться биологии (учителя в Германии должны иметь две специальности). Я получила образование, которое позволяет быть учительницей, но сразу после этого приняла предложение о работе от Берлинского университета. Но биологическое образование при мне, и оно оказалось крайне полезным. Я опять работаю среди математиков, хотя в свое время сделала все, чтобы уйти из этой области – работала какое-то время моделью. Хотя и этот опыт мне сейчас помогает, ведь именно тогда я поняла, как важна атмосфера, в которой проходит работа. Сейчас я всегда стараюсь сделать так, чтобы мои герои чувствовали себя хорошо и свободно перед камерой.


Я читала, что после «Чувственной математики» предложение о съемке следующего фильма поступило непосредственно от ученых?

В некотором роде это так. Мы встретились с Александром Бобенко, руководителем большого математического проекта. Он увидел, что ЧМ имеет большой успех, меня стали звать в университеты для специальных показов и предложил поработать с его коллегами. Это был уникальный опыт и потрясающая возможность долгое время находиться среди ученых. Я раньше никогда не имела возможности снимать свои фильмы долго: я должна была хорошо подготовить съемки, а потом у меня было лишь несколько съемочных дней. Здесь же был метод долгого погружения.

Спустя некоторое время к производству фильма подключились российские партнеры, студия ЦНФ, которая позже вошла в состав студии Горького. Инициатива исходила от редактора студии Андрея Апостолова. Это позволило вовлечь в производство прекрасного оператора Ирину Шаталову, звукорежиссера Артура Хайрулина, других специалистов, которым я очень благодарна. Также большой вклад внес мой друг Павел Костомаров.

Надо сказать, что самое важное в моих фильмах – это отношения с героями. Со многими у нас возникает дружба, что для меня очень ценно. Самое важное  — взять тему, которая тебя действительно волнует. Если тебе крайне важна и дорога какая-то тема, то ты найдешь средства для выражения. Мне, например, кажется что сейчас ученые-математики – самые интересные люди, и именно поэтому я снимаю кино про них.

Вы говорили, что после «Буквальной геометрии» у вас осталось много материала, который не вошел в фильм.

Да, я хочу обработать эти материалы и сделать какие-то короткие интересные вещи. Когда-то я получила важный совет: «Береги исходники!». И это правда очень важно, ведь некоторые записи, которые мы сделали, представляют собой большую ценность, и их необходимо сохранить для истории.

Снимая «Буквальную геометрию», я очень долго искала человеческую линию. Она выразилась в вопросе: «Чем ты готов жертвовать для своего дела?» Я начала задавать этот вопрос своим героям, и они каким-то образом отвечали на него, каждый по-своему. Профессия – это большая часть нашей жизни, и может, мы ничем не готовы жертвовать ради нее, но даже сама постановка этого вопроса крайне важна, как мне кажется. Это жесткий вопрос, и мне страшно задавать его самой себе, например. Очень многие люди работают только чтобы заработать деньги, а самовыражением занимаются в других областях. Ученые же всегда вкладывают в работу больше. Они же не для денег работают. Они хотят найти какую-то новую истину, что может быть важнее?

Екатерина Еременко — режиссер документального кино. Выпускница математического класса 91-й школы города Москвы. С отличием окончила механико-математический факультет МГУ. Работала моделью в Московском доме моделей, в ГУМе, в начале 1990-х участвовала в шоу Пьера Кардена на Красной площади в Москве. Сотрудничала с Vogue, Harper’s Bazaar, Glamour. Несколько лет была ведущей и репортёром телепрограммы «Времечко». В 2000 году окончила отделение кинорежиссуры ВГИКа (мастерская Марлена Хуциева). Автор нескольких документальных фильмов. Лауреат Российской национальной премии «Лавр» за лучший дебют (фильм «Русская канарейка»), приза «Святой Анны», приза зрительских симпатий на международном кинофестивале в Лейпциге. Основала компанию EEFilms (Ekaterina Eremenko Films). Живёт в Берлине.

 

Дата показа «Буквальной геометрии»: 11 июля 2016 в 19:30
Адрес: Клуб «Открытая Россия», 16 Hanover Square, W1S 1HT
Заказ билетов >>>

Фильм демонстрируется с английскими субтитрами.

Текст интервью: Наталия Тарасова

Наталья Тарасова

Пишу как культуролог, читаю как искусствовед, работаю как пиарщик, снимаю как фотограф, переехала в Лондон в качестве жены декабриста.

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

19 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

2 дня ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

3 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

4 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

5 дней ago