Досуг

Одиннадцать «пенсионеров» — и один «патриот». Как прошли выборы в Лондоне

19.09.2016Дария Конурбаева

18 сентября 2016 года прошли выборы депутатов Государственной Думы. Корреспондент Russian Gap провела день в российском посольстве и посмотрела, как Думу VII созыва выбирали в Лондоне.

В начале 11 часа утра на единственном в Англии избирательном участке было немноголюдно. Несколько мам с детьми, решивших в воскресенье расправиться с выборами пораньше, немного людей старшего поколения, но основное большинство присутствовавших в торжественном зале — члены избирательной комиссии, кропотливо составлявшие списки всех пришедших. Главное отличие голосования за рубежом от привычного на родине: для получения бюллетеня не нужно ехать по месту прописки, достаточно просто прийти на участок с паспортом.

img_8173

«В такой свободе — наша главная потенциальная проблема, — рассказывала Наталья Пушкарева, наблюдатель от партии «Яблоко». — Здесь нет списков, а значит, нельзя проверить состав участников. В принципе, один и тот же человек может через 5 минут после выхода с участка зайти снова, сесть к другому члену избирательной комиссии, записаться еще раз — и снова проголосовать. Так что, мы будем в числе прочего стараться запоминать избирателей в лицо».

Не говорить о потенциальных нарушениях было сложно: к лондонскому полудню социальные сети бурлили историями о зафиксированных «каруселях» и «вбросах» на российских УИКах. Исторически в Лондоне проблем обычно не было, но немногочисленные наблюдатели на площадке заранее были начеку. Среди таких следящих за порядком — Максим Дбар, знакомый жителям столицы по клубу «Открытая Россия», который на этих выборах был членом комиссии с правом совещательного голоса (по сути наблюдателем с расширенными полномочиями — прим. Russian Gap).

«Я в первый раз наблюдаю на выборах, — признался Максим. — Просто решил, что раз мы так настойчиво просим людей прийти и поучаствовать, выполнить гражданский долг, глупо самому увиливать и оставаться в стороне».

К 10:30 «долг» исполнили 240 человек, к часу дня — уже 500, а итоговая цифра проголосовавших к закрытию участка остановилась на отметке чуть больше 1500 человек: это на пару сотен меньше, чем на прошлых думских выборах в 2011-м. Впрочем, знакомых среди пришедших голосовать было много: посольство местами напоминало не официальную дипломатическую резиденцию, а неформальную встречу русскоязычного сообщества в пабе — настолько часто в очереди к избирательным урнам мелькали знакомые лица. Одними только приятелями дело не ограничивалось: в Лондоне проголосовали также Борис Акунин, телеведущий Сергей Брилев и общественный деятель Елена Немировская.

img_8171 img_8176

Среди знаменитостей — еще и Марина Алексеевна Тенсон. Она всю свою жизнь преподавала в МГИМО, буквально со дня его основания в 1944-м году, ведь сама Марина Алексеевна родилась в 1915 году. 101-летняя избирательница пришла на участок с семьей и голосовала, по словам дочери, за «Партию Роста».

img_8183

Россияне приходили голосовать будто по внегласному расписанию: люди в посольство накатывали волнами, с периодичностью в полчаса. К кабинкам для голосования то выстраивалась очередь на половину большого зала, то холл на несколько десятков минут вдруг почти полностью пустел. «Будто специальными автобусами привозят», — шутили присутствующие.

Юмора той или иной степени сарказма на избирательном участке вообще было достаточно. Шутили на злободневную тему, причем как голосующие, так и избирательная комиссия: в лежащих на столах фруктах замечали агитацию за «Яблоко», а выбирая между двумя урнами для бюллетеней, смеялись: «Без разницы, в какую кидать? — Нет, ты что! В эту только голоса за «Единую Россию» можно!»

Но главной темой воскресенья стала привязка британских участков к Сибири, а точнее к округу №181, от которого в Думу избирались одномандатники от Томской области. «ТОМСК?!» — такие удивленные возгласы звучали в разных концах зала с завидной периодичностью.

Кто-то видел в этом ошибку («Ой, а мне дали не тот бюллетень, я в Москве прописан, где можно поменять?»), кто-то возмущался и игнорировал одномандатный список («Бред какой, зачем мне Томск? Давайте только федеральный бюллетень»), а выбор среди кандидатов стал загадкой номер один. Одни выбирали исходя из партийной принадлежности (иногда долго удивляясь, почему в списке нет кандидата от «Единой России»), другие руководствовались описанием кандидатов («Я за ортопеда, у него хотя бы профессия полезная!» — аргументировала свой выбор молодая девушка), третьи — чувством юмора («Там от партии «Зеленых» идет Жабов — вот что значит, на своем месте человек!»). Но в целом с одномандатным списком было больше всего проблем: в итоге несколько десятков человек бросили в урны пустые бюллетени, так и не сумев определиться.

img_8164

В 8 вечера избирательная комиссия поаплодировала последнему проголосовавшему и начала изнурительный процесс подсчета голосов, затянувшийся почти на те же 12 часов, что шло голосование. По итогам в Лондоне сокрушительную победу одержало «Яблоко»: по федеральному списку за него проголосовало почти 44% (на втором месте «Единая Россия» с 17%, на третьем — «Парнас» с 13%). Отдельного внимания при подсчете удостоились партии-аутсайдеры: каждый из одиннадцати бюллетеней с галочкой в графе «Российская партия пенсионеров за справедливость» встречали смехом и аплодисментами. Анти-рекорд же остался за «Патриотами России» — их последователем оказался только один человек.

img_8230 img_8274

По одномандатным спискам 52% проголосовало за Василия Еремина от «Яблока», но почти восемь сотен голосов лондонцев ему не помогли: по избирательному округу №181 в родном Томске он не вошел даже в тройку, а мандат скорее всего получит Алексей Диденко от ЛДПР. В Лондоне он набрал свою сотню голосов, которые приплюсовал к еще 42 тысячам сибирских избирателей.

Вся эта ситуация с принадлежностью к Томску и общим почти подавляющим либеральным настроем добавляло ситуации ощущение нереальности. Полторы тысячи человек, приехавших в посольство в воскресенье, голосовали здесь в комнате с номером 101 — это отдавало Оруэллом и заставляло грустно усмехаться.

img_8169

На вопрос: «Что заставляет вас, живя в Великобритании и/или уже являясь обладателем британского паспорта, всё еще интересоваться российской политикой и ходить на выборы?» большинство отвечало, что это действительно некоторый долг. «Это наша страна, мы от нее не отказываемся, — повторяли выходящие с участка один за другим. — Плюс ко всему, в современном мире никогда не знаешь, где окажешься завтра. Может быть, нам и правда придется вдруг переехать в Томск?»

img_8201

Но, несмотря на весь оптимизм, наиболее точно и лаконично суть воскресных выборов охарактеризовала корреспондентка «Эха Москвы» Тоня Самсонова: «На самом деле, эти выборы проходят в тишине. Я всю предвыборную неделю была в Москве и четко поняла, что о них не говорят в кафе, не обсуждают в метро, не дискутируют с друзьями. Да, нам здесь это может казаться важным, потому что мы видим сотни пришедших. Но еще тысячи русских лондонцев остались сегодня дома. Эти выборы сегодня никому в России не интересны».

На момент утра понедельника, когда ЦИК обработал 93% бюллетеней, явка на выборы в Государственную думу составила 47,81% — это самый низкий показатель в истории современной России. В Думе VII созыва будут работать все те же партии, что работали в прошлом созыве: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». И полторы тысячи исполнивших гражданский долг лондонцев на это повлиять никак не смогли.

img_8279 img_8197

Текст и фото: Дария Конурбаева

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: