Пальцем в небо: на Трафальгарской площади поставили гигантский “лайк” Дэвида Шригли
На Трафальгарской площади появилась новая скульптура из области паблик арта. Это работа Дэвида Шригли называется “Really Good” и представляет собой семиметровый большой палец, устремленный вверх. “Really Good” был создан в рамках арт-проекта, который уже давно спонсирует мэрия Лондона.
Четвертая плита на Трафальгарской площади с момента возведения в 1841 году повидала немало. Изначально место на постаменте должна была занять конная фигура Короля Вильгельма IV, но с финансированием что-то пошло не так, и тумба долгие годы пустовала. В 1998 площадку как будто заметили снова и дальше на ней выставлялись самые разные арт объекты.
До “пальца” Дэвида Шригли здесь возвышалась работа Ханса Хааке “Gift Horse”. До концептуалиста Хааке на четвертом постаменте был синий петух авторства Катарины Фирш, которого даже пришлось защищать от протестной реакции лондонского, так называемого, “Архнадзора”.
Самой выдающейся акцией на Четвертой плите стала, пожалуй, арт-манифестация, инициированная Энтони Гормли, который на протяжении 100 дней в 2009 году просил жителей Великобритании вставать на постамент и находиться там ровно один час. Люди сменяли другу друга круглосуточно в период с июля по октябрь.
Самой первой работой из программы мэрии стала скульптура беременной художницы Элисон Лаппер, родившейся без рук. Автором был Марк Куинн.
По поводу появления на Четвертом постаменте скульптуры “Really Good” номинанта премии Тернера Дэвида Шригли особенно лютуют The Guardian и The Telegraph, то тут, то там появляется в качестве описания объекта определение “фаллический”.
Только вот во вторичности и плагиате британская пресса Дэвида Шригли пока не заподозрила, а зря. Благодаря Шригли Лондон теперь стал «городом-побратимом» Губкину, что в Белгородской области, потому что там символ благополучия, выполненный, правда, в алюминии, появился намного раньше.
Есть еще в скульптуре Шригли и безусловная перекличка с памятью людей, выросших на советском кино. Так и хочется сказать: “Видели это в детстве в фильме “Москва-Кассиопея” до того, как это стало мейнстримом, ой, то есть, паблик артом”.
Не будем вспоминать и про парижский большой палец Сезара Бальдаччини в районе Дефанс, говорят же, что провидение рассылает художникам идеи как спам.
Еще нам показалось, что большой палец на Трафальгарской площади вероятнее всего мог бы принадлежать Инопланетянину из спилберговского фильма, по крайней мере, эта версия выглядит наиболее симпатичной. E.T. Phone.Home!