Одна из самых авторитетных онлайн-платформ в области современного искусства Artsy провела собственное исследование и опубликовала свой editorial-список самых важных и влиятельных (из ныне здравствующих) художников уходящего года. «Ху из ху» в уважаемом перечне для нас разъясняла Татьяна Власюк, арт-блоггер и автор экскурсионного проекта «Арт-прогулки по Лондону».
В Artsy поставили перед собой довольно амбициозную задачу — проанализировать деятельность сотен тысяч, если не миллионов, художников по всему миру, которые посвятили свою жизнь служению искусству, и оценить их влияние на постоянно меняющийся мир. Основным инструментом в проделанной работе стало приложение Planet Art. В поле зрения критиков попали художники, препарирующие в своем искусстве ключевые проблемы современного мира: политические преследования, расизм, сексизм и экологию.
Итак, ТОП-10 важнейших современных художников 2016 года по версии Artsy. Расположены в алфавитном порядке:
В 2016 году сфокусировал свою критику на проблеме беженцев. В своих концептуальных инсталляциях художник часто использует множество объектов, символизирующих человеческие трагедии. Так было в 2009 году, когда он выставил в Мюнхене 5000 детских рюкзаков в память о китайских школьниках, погибших в результате землетрясения в провинции Сычуань, одновременно выразив свое негодование бездействием китайских властей. После чего он был арестован у себя на родине. Благодаря массовым международным протестам был освобождён и получил официальное разрешение покинуть страну.
В настоящее время в своих работах Ай Вэйвэй резко критикует отношение европейских властей к проблеме беженцев, в ответ получает обвинения в возможных спекуляциях вокруг данной темы. Наиболее спорной является его инсталляция, в которой он воссоздал образ утонувшего сирийского ребенка, чье тело было найдено у побережья Турции. Однако автора ничто не останавливает. В конце 2015 года в Royal Academy of Art в Лондоне проходила большая выставка его работ. В этом году его вещи выставлялись по всей Европе. Этой осенью в Нью-Йорке он открыл четыре триумфальные экспозиции, на которых в том числе была выставлена одежда беженцев, собранная из стихийного лагеря беженцев Идомени в Греции.
Можно сказать, что только в этом году Маршал наконец получил то признание, которое он заслуживал. Его выставка «Mastry» проходит в двух наиболее почитаемых музеях США: начала работу в Музее современного искусства в Чикаго и продолжилась в музее Метрополитен.
Весной 2017 года экспозиция отправится в Музей современного искусства в Лос-Анджелес. В Европе в этом году его можно было увидеть на выставках в Париже в Paris’s Musée du quai Branly и в Нидерландах в Museum de Fundatie in Zwolle.
Паррено относится к группе художников, которые появились в 90-х годах и развивают так называемое искусство или эстетику взаимоотношений (relational aesthetics). Для этого направления процесс создания произведения искусства становится чуть ли не главнее, чем конечный продукт. Художники приглашают зрителя к сотрудничеству, активно вовлекая его в сам процесс творчества.
В настоящее время (до 2 апреля 2017) в Tate Modern(The Turbine Hall) в Лондоне выставлена его инсталляция “Когда-нибудь” (Anywhen), которая существует на стыке разных жанров и погружает зрителя в мир звуков, световых сигналов и видеоряда, управляемых рефлексией биосубстанции. Зрителю предлагается пережить некий медитативныйопыт. «Это появляется и пропадает. Не здесь и не там, не сейчас и не тогда. Это случается когда угодно», — комментирует свою работу Филлипп.
Похожая работа была показана в Нью-Йорке этой весной в Gladstone Gallery и в Бруклинском музее осенью.
Наиболее известная из его ранних работ – фильм 2006 года про французского футболиста Зинедина Зидана: «Зидан, портрет XXI века». Лента была снята в течение одного матча, камера следит только за Зиданом вне зависимости от хода игры.
Группа “Партизанки” (Девушки-гориллы)
Их знаменитое шоу «Это даже хуже в Европе ?» прошло в Whitechapel Gallery в Лондоне этой осенью. «Партизанки» представили шокирующие данные исследования, которое они пытались провести среди 383 европейских музеев, и только четверть была готова к сотрудничеству. Выяснилось, что только 14 из этих музеев имеют в своих коллекциях работы художников не из Европы или США, и только в двух — присутствуют работы женщин в процентном соотношении — чуть больше, чем 40%.
Стоял у истоков зарождения мирового поп-арта наряду с Уорхолом и является одним из крупнейших художников Америки, которые своими работами создавали американскую национальную идентичность.
В этом году в музее De Young в Сан-Франциско, США проходила ретроспективная выставка, охватывающая всю его карьеру, под названием «Эд Рушей и Великий американский Запад». Можно было увидеть, как художник запечатлевал слабости и склонности американцев через картины и фотографии придорожных рекламных щитов, заправочных станций, бассейнов, и даже через пальмы, которые окружают Лос-Анджелес, где он живет с 1956 года. «Его работа представляет собой современную историю в пейзажной живописи и это совершенно личный захватывающий рассказ,» — объясняет Макс Холляйн, директор галереи.
Тиллманс – один из самых признанных и влиятельных мировых фотографов. Он известен своими работами в поддержку гей-сообшества и хрониками молодежной культуры. В 2000 году он получает престижную премию Тернера в Великобритании, а в 2015 – самую престижную награду в области фотоискусства, учрежденную фондом Hasselblad. Также работает в жанре абстрактной фотографии.
В настоящий момент художник ставит перед собой довольно неожиданную для своего прошлого опыта задачу – показать красоту повседневной жизни и привлекательность «европейской нормальности», означающей жизнь в гармонии с собой и обществом, уважительность и толерантность. Как активист движения анти-Brexit в этом году он выпустил большую серию плакатов, призывая жителей Великобритании оставаться в Европейском союзе, а после провала кампании перенес эту тему на серию футболок, в которых были замечены Вивьен Вествуд и Дэниел Крейг. Такая активность вызвала всплеск интереса к творчеству Тиллманса, поэтому в первой половине 2017 года его ждет масштабная персональная выставка в Tate Modern.
Кармен является пионером абстрактной живописи. Ее работы наполнены яркими геометрическими формами, характеризуются четкими линиями, острыми углами и смелыми сочетаниями цветов. В этом году ей исполнился 101 год и это событие было отмечено рядом выставок в США, самая крупная из которых проходит сейчас в музее американского искусства The Whitney и называется “Кармен Херрера: Lines Of Sight».
Эта знаменитая пара встретилась в 1958 году в Париже и с тех самых пор они работали вместе в области экоискусства. При этом художники неоднократно отрицали, что их проекты содержат какой-либо смысл кроме непосредственно эстетического воздействия. Цель их работ, как они заявляли, просто показывать радость бытия и красоту, а также находить новые способы видеть знакомые пейзажи.
Самые крупные их проекты — это Surrounded Islands (1980-1983), для которого они опоясали 11 островов у побережья Майами с помощью 6,5 миллионов квадратных футов розового полипропилена, и Running Fence (1972-1976), почти двадцатипятикилометровая изгородь из белого нейлона которая была размещена в Северной Калифорнии. В этом году Христо установил «Плавучий Пирс» на итальянском озере Изео. Проект привлек более 1,2 миллиона туристов к этому удаленному месту. Посетители могли ходить по оранжевой трехкилометровой плавающей дорожке, прямо на воде.
Также в этом году прошла большая ретроспективная выставка “Сидни Шерман: имитация жизни” в галерее The Broad в Лос-Анджелесе, на которой были собраны ее работы за творческих 40 лет.
Она всегда опережала свое время, выявляя архетипы, оказывающие максимальное влияние на общество и формирование личностной идентичности. А также она фактически создала культуру самопрезентации и автодокументирования, которая сейчас захватила все социальные сети. Ее работы оказали огромное влияние на развитие искусства фотографии, на современных режиссеров, писателей и даже музыкантов.
Элиассон соединяет в своих работах искусство, науку и природные явления для создания произведений, которые позволяют зрителям переосмыслить понимание и восприятие физического мира, побуждают их к активному соучастию. Его знаменитый проект 2003 года «Погода» в Tate Modern(The Turbine Hall) воспроизводил огромное лондонское светящееся солнце вместе с облаками и туманами.
В 2015 году он установил множество тающих ледяных блоков в центре Парижа во время Конференции ООН по климатическим изменениям. А в этом году он представил в знаменитом Версальском дворце во Франции серию призрачных инсталляций, включающих в себя три наружные работы, связанные с водой, и несколько архитектурных форм в закрытых помещениях. Самая яркая работа Элиассона – башня-водопад на Большом канале в Версальском дворце, которая представляла из себя уникальную решетчатую конструкцию, через которую поступала вода, как бы приоткрывая для посетителей все секреты мастерства инженеров.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…