Отношения предпринимателя, ищущего средства на развитие своей идеи, и инвестора, поверившего в нее, во многом построены на доверии и компромиссе. Защитить интересы и тех и других, не нарушив баланса сил, поможет ряд правовых инструментов. В статье речь пойдёт о некоторых из них.
Текст: Светлана Лондон, партнер CIS London & Partners, Валерия Ивасих, старший юрист CIS London & Partners.
Венчурные инвестиции и риск — понятия неразделимые. Даже Оксфордский словарь определяет venture как «рискованное или смелое путешествие или начинание». Понятно в этой связи интуитивное стремление инвестора минимизировать возможные риски, заручившись инструментами контроля над стартапом.
Один из таких инструментов — назначение инвестором «своего» директора, согласие которого обязательно для принятия стартапом судьбоносных решений. Какие именно решения считать судьбоносными, каждый инвестор определяет сам. Чем таких решений больше, тем неповоротливее становится бизнес-процесс. Поэтому, договариваясь об участии в управлении, важно не допустить чрезмерных ограничений, которые не позволят стартап-идее развиваться нужными темпами.
Вопросы, для решения которых действительно необходимо участие инвестора или «его» директора, следует перечислять не только в акционерном соглашении, но и в уставе, который публикуют в открытом доступе. Таким образом потенциальным кредиторам, к примеру, станет известно, чьим согласием должна заручиться компания для привлечения долгового финансирования сверх определенной суммы.
Бывает, что инвестор из лучших побуждений дает директорам советы, которые воспринимаются как руководство к действию: знания опытного инвестора и вправду могут оказаться полезными для молодой компании. Этот сценарий, хотя и иллюстрирует тесный характер сотрудничества участников венчурной сделки, несет в себе риски для обеих сторон.
Дело в том, что английские законы накладывают на директоров существенные обязательства по отношению к компании и требуют заранее критически оценивать любое управленческое решение: если бизнес пострадает, директорам грозит личная ответственность. Беспрекословно следуя руководству инвестора, директор ставит себя под удар. Инвестор, в свою очередь, рискует быть признанным «теневым директором», а этот статус означает для него ту же индивидуальную ответственность за причиненный компании ущерб.
Все большее распространение на английском венчурном рынке получает vesting — институт постепенного наделения правами. Применительно к основателям бизнеса чаще всего используется понятие reverse vesting («обратный вестинг»): инвестируя в бизнес, долями в котором владеют его основатели, инвестор может потребовать предпринимателей «отработать» свои права на уже принадлежащие им акции.
Зная, как важна для успеха стартапа команда основателей, венчурный инвестор может настоять на обратном вестинге с привязкой ко времени: по прошествии первого года после закрытия раунда финансирования основатели получат «обратно» право распоряжаться частью своих акций, а права на оставшиеся акции будут возвращаться к ним постепенно в течение следующих трех лет. Если предприниматель решит выйти из проекта до истечения периода вестинга, то компания сможет забрать «оставшиеся» акции себе.
Случается, что инвесторы выступают с предложениями привязать вестинг не ко времени, а к достижению стартапом ключевых показателей эффективности (KPI): не обеспечив развитие бизнеса в соответствии с бизнес-планом, основатель не получает очередной порции прав на собственные акции.
KPI-вестинг в чистом виде — тактика агрессивная и, к счастью, не получившая широкого распространения. Стартап развивается в конкурентной среде, его бизнес-план подвержен изменениям, поэтому жесткие условия вестинга с привязкой к KPI хотя и создают для предпринимателей дополнительную мотивацию, но губительно сказываются на отношениях внутри проекта.
Для поддержания баланса интересов условия вестинга можно комбинировать, сочетая элементы KPI-вестинга (с пересмотром параметров KPI каждые несколько месяцев) и вестинга с привязкой ко времени, делая упор на последний.
Вопреки расхожему мнению, вестинг защищает не только инвестора: для многих предпринимателей уход сооснователя тоже может стать неприятной неожиданностью, которую можно предотвратить или отсрочить, корректно прописав условия вестинга.
Договорившись об основных условиях сделки, стартап и инвестор фиксируют их в соглашении о намерениях (term sheet или letter of intent). Окрыленные успехом переговоров, участники раунда могут пренебречь скрупулезным выверением формулировок этого, по сути, промежуточного документа. Действительно, соглашение о намерениях не имеет силы договора, и обязательными в нем будут только несколько отдельных положений: например, о неразглашении информации о будущей сделке или о распределении расходов на услуги юристов.
Однако соглашение о намерениях выступает своего рода дорожной картой сделки, поэтому чем точнее его условия, тем меньше ресурсов уйдет на оформление инвестиционного и акционерного договоров. Прописывая в соглашении о намерениях даже такие распространенные условия, как защита от размывания капитала (antidilution protection), привилегии при ликвидации (liquidation preference) или совместная продажа (co-sale), не стоит ограничиваться перечислениями этих заголовков. Часто отсутствие консенсуса по вопросу истинного содержания этих понятий может вылиться в задержки согласований, крупные счета от юристов и даже провал раунда.
Следует иметь в виду, что если инвестор из Америки, его представление о содержании условия co-sale может отличаться от того, к которому привыкли в Англии. Кроме того, внутри каждой категории условий существует множество вариаций, поэтому ссылаться на «стандартные условия» очень рискованно: их, строго говоря, просто не существует.
Налоговые льготы в сфере венчурного финансирования — вопрос актуальный не только для инвесторов, но и для самих стартапов. Зная правила их применения, предприниматель может подготовиться к переговорам и увеличить инвестиционную привлекательность своего бизнеса.
Вложившись в обычные акции молодой английской компании, частный инвестор может существенно сэкономить: часть его дохода, равная 30% или 50% от суммы инвестиции, не будет облагаться налогом. Кроме того, воспользовавшись этой льготой, а затем продав те же акции через три года, инвестор будет освобожден от уплаты налога на прирост капитала. На практике эти схемы льготного налогообложения известны как SEIS («скидка» в 50%) и EIS (30%) соответственно.
Чтобы применение SEIS и EIS стало возможным, инвестор, стартап, а также срок и сумма инвестиций должны соответствовать целому ряду предусмотренных законом критериев. Например, применить SEIS можно лишь на стадии посевного финансирования (seed financing), то есть вклад каждого инвестора не должен превышать £100,000, а общий размер привлеченных компанией средств — £150,000. Обе схемы накладывают ограничения, в том числе на численность штата стартапа и на стоимость его активов.
Не дожидаясь первого раунда финансирования, компания может заручиться предварительным подтверждением собственного соответствия требованиям SEIS (EIS). Если озаботиться этим вопросом летом, получить необходимый документ от английской налоговой можно уже к началу осени, когда частные инвесторы традиционно активизируются в поисках объектов для вложений.
Инвестор сможет использовать льготу только после получения от компании сертификата о возможности ее применения. Для выпуска такого сертификата компания должна запросить еще одно официальное одобрение английской налоговой, но уже постфактум, то есть после выпуска акций.
Учитывая, что закон налагает ограничения на размер капитала, который компания может привлечь в льготном для инвестора налоговом режиме, стартапу следует быть экономным и выпускать сертификаты только для тех инвесторов, которые об этом попросили.
Джордж Дорио, прародитель современного венчурного финансирования, инвестировавший в малоизвестного производителя компьютерной техники и получивший в середине прошлого века пятисоткратную прибыль, однажды сказал: «Самое сложное — помочь компании преодолеть болезни роста. Это особенно сложно, потому что приходится работать с другими». Работать с другими в рамках венчурного проекта приходится и сегодня. Кто знает, может, подойдя к совместному труду с умом, сегодняшние стартапы смогут похвастаться столь же впечатляющими результатами?..
CIS London & Partners работают с акселераторами, стартапами и инвесторами. Юристы компании проводят регулярные бесплатные тренинги для представителей индустрии и всегда рады поделиться опытом.
Подробности: cislondon.com
4-6 Staple Inn Buildings
London
WC1V 7QH
Tel: +44 20 7242 0484
clientcare@cislondon.com
«Необыкновенная история на Рождество» (The Man Who Invented Christmas, 2017) Красочный и атмосферный байопик о том, как Чарльз Диккенс…
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…