Кино / Питеру Гринуэю – 75! Вспоминаем его лучшие фильмы
Творцов уровня и полета Гринуэя принято называть визионерами. Кинокритики, искусствоведы, историки философии и простые кухонно-диванные интеллектуалы друг за другом упражняются в выстраивании словесных конструкций разной степени сложности с единственной целью: хоть как-то упорядочить и проартикулировать эмоции, которые вызывает у человека творчество Питера Гринуэя. За биографическими фактами и тем, что называется емким словом trivia, можно посоветовать обратиться к общедоступным поисковым системам. Мы же в честь 75-летия человека вспоминаем его лучшие картины.
“Контракт рисовальщика” (1982)
Сценарий к “Контракту рисовальщика” Гринуэй писал сам. В основе сюжета – запутанная история художника по имени Невилл, получившего странный заказ, который, по мере развития действия становится еще более странным, а условия контракта приобретают сюрреалистичные и макабрические подробности. И пусть стилизация под XVII век и напудренные парики вас не отвлекает от главного: тема человека искусства в заложниках у низменной толпы вряд ли перестанет быть актуальной в ближайшее столетие.
“Зед и два нуля” (1985)
В начале фильма режиссер включил поясняющие сюжетные элементы из двух последующих картин. Считается, что к созданию предельно анатомичного сюжета Гринуэя подтолкнули путешествия и походы в зоопарки мира. И пусть вас не пугает гротескная эстетитка в “Зед и два нуля”, над плотским и животным не умеют смеяться только зануды, а Гринуэй не из таких.
“Живот архитектора” (1987)
Еще одна притча Гринуэя на излюбленную тему. Здесь он рассказывает историю безумства одного художника через отождествление себя с другим творцом. Главный герой архитектор Стурли Крэклайт исступленно изучает наследие другого мастера и параллельно сходит с ума от ревности к беременной жене и от физической боли. Работая над этой картиной, Гринуэй “изменил” Майклу Найману, с которым работал больше всего: музыку к фильму написал Вим Мертенс.
“Отсчет утопленников” (1988)
Комедия “по Гринуэю” – это когда кто-то кого-то убивает, а потом все идет не так. Абсурд, сюр, “черный юмор” и женское коварство. Настоящая проверка для тех, кто уверен, что разбирается в изобретательном и небанальном юморе.
“Повар, вор, его жена и ее любовник” (1989)
От визуального ряда этой картины Гринуэя через кадр хочется зажмуриться, но вы держитесь. Всем, кто не видел этот фильм, мы даже немного завидуем. Тут, конечно, легко увидеть поверхностную сатиру на криминальный мир и его порядки, на ресторанную культуру и прочие внешние пороки “цивилизованного общества” любой эпохи. Но именинник не так прост. И кажется, Хелен Миррен себе таких актерских “излишеств” с тех пор не позволяла.
“Интимный дневник” (1995)
Самая романтичная вещь в фильмографии Гринуэя, если принять во внимание, что автор оставляет за собой полное право трактовать романтику по-своему.
“Чемоданы Тульса Люпера” (2003-2004)
“Чемоданы Тульса Люпера” – объемная мистификация и комплексный проект Гринуэя, который вылился в четыре полнометражных фильма и четыре книги, одна из которых не опубликована.
Тульс Люпер – “персонаж мира”, которого Гринуэй однажды назвал своим альтер эго. Его (Люпера) жизнь можно представить через географическую карту (кстати, любимый образ режиссера), его путешествия, приключения и мытарства не знают границ, но, кажется, он все еще жив, и скоро мы снова о нем услышим, а слухи о его смерти сильно преувеличены.